Павел Подкосов: Научно-популярная литература – это вакцина от глупости

01 июня 2017

На Иркутском международном книжном фестивале, который прошел в столице Восточной Сибири 19 – 21 мая, продано восемь тонн книг. Значительная часть из них – это книги в жанре нон-фикшн, в которых нет вымышленных героев, событий и фактов. Корреспондент «Байкал24» попросила Павла Подкосова – генерального директора издательства «Альпина нон-фикшн», возле киосков которого на фестивале было не протолкнуться, рассказать о том, почему именно научпоп стал их основным продуктом.

- Павел, книги Вашего издательства разлетаются на фестивале как горячие пирожки. Расскажите, каким образом происходит отбор книг для печати? Как Вы определяете, что именно эта книга заинтересует читателя?

- Выбор книги опирается на трёх слонов: издательскую интуицию (много лет занимаясь этим делом, уже начинаешь чувствовать, пойдет книга или не пойдет), решение редакционного совета из семи – восьми человек и мнение экспертов. Так как большинство редсовета – гуманитарии (у меня, например, историческое и психологическое образование), иногда бывает трудно понять, насколько книга по биологии или астрофизике вообще научна. Цена ошибки очень велика: мы в течение десяти лет создавали имидж ответственного издательства, поэтому не можем позволить разрушить его одной лженаучной книжкой. 

На мой взгляд, без учета мнения экспертов современную научно-популярную литературу сейчас издавать нельзя. Так же, как и без научного редактора. Ошибаемся по-крупному мы, к счастью, довольно редко, и результаты этих ошибок читатели не видят. Недавно за большую сумму в долларах мы купили права на книгу, но решили ее не издавать, хотя уже перевели и приступили к литературной редактуре, потому что три эксперта в области антропологии сказали, что издавать ее не стоит. Выбирая книгу, мы все время помним о сверхзадаче, которая перед нами стоит – просвещать людей, особенно принимая во внимание тот чудовищный по объему и глупости поток лженауки, который льется с телеэкранов и ведет к невежеству целых поколений. 

Нам крайне важно противостоять этому, и здесь научпоп – это вакцина, противоядие от этого чудовищного ТВ-бреда, который порождает лженаучные знания, страсть к конспирологии, распространяет совершенно дикие мифы. Мы живем в России, а значит, ответственны за то, чтобы наше общество было развитым, чтобы оно думало, сомневалось и умело сопротивляться оглуплению.

- Спрос на умную литературу растет, все больше людей занимаются самообразованием, чем, на Ваш взгляд, объясняется этот тренд?

- Этому несколько причин. Во-первых, приносит плоды работа популяризаторов науки, таких, как Ася Казанцева, Александр Соколов, Александр Панчин, Алексей Водовозов – людей, пропагандирующих скептический взгляд на окружающую действительность в разных её сферах. Есть и объективные причины: когда со всех сторон льется агрессивное невежество, какая-то часть людей начинает совершенно естественным образом сопротивляться. Поэтому научно-популярная литература оказывается на переднем крае борьбы с ксенофобией и агрессивной религиозностью. Выбор таких книг – это попытка остаться свободным в нашем уже не очень свободном мире.

- О каком времени сейчас интереснее всего думать читателям и как литература нон-фикшн выстраивает отношения со временем?

- Мне думается, что читателям интересно размышлять о разных временах – у нас огромной популярностью пользуются книги и о прошлом (по антропологии, палеонтологии), и о будущем. Буквально вчера мы приобрели права на книгу о гравитационных волнах – это самое последнее исследование. Книга еще не вышла, мы надеемся перевести ее в сжатые сроки, и она выйдет практически одновременно у нас и на западе.

- Кто читает научпоп? Каков портрет Вашего читателя?

- Социально-демографический портрет нашего читателя составить довольно сложно: возраст абсолютно разный – от школьников до пенсионеров, уровень образования различается, как и уровень социального благополучия, и место проживания. Их объединяет одно – стремление быть образованными, быть в курсе того, что происходит на переднем крае научной мысли. Им интересно жить и узнавать что-то новое. Да, еще одно дополнение: наши читатели – люди очень внимательные и дотошные. Они серьезно и вдумчиво читают книги, часто пишут нам о пропущенных знаках препинания, покупают книги разной направленности – и Мэри Бирд «SPQR. История Древнего Рима», и Сергея Попова «Суперобъекты. Звезды размером с город», и Стэнли Милгрэма «Подчинение авторитету», и Александра Пиперски «Конструирование языков» они занимаются самообразованием в самых разных сферах. Некоторые ученые считают, что это не очень хорошо – получать научные знания в адаптированном виде, но я не могу с этим согласиться. То, что мы делаем, это не конечная точка, это попытка заинтересовать людей какими-то темами, это катализатор для изучения конкретной темы. Мы пытаемся показать, насколько интересна наука, насколько научный взгляд на мир помогает чувствовать себя увереннее в жизни.

- Сегодня государство сознательно монополизировало гуманитарную сферу, поэтому многие стараются читать первоисточники, стремясь получить эти знания, очищенными от идеологической шелухи. Ищут именно у вас. Вы ощущаете какое-то давление со стороны государства по этому поводу?

- Прямого политического давления на книжном рынке почти не ощущается, потому что он властям, по большому счету, не интересен. Интересно телевидение, и оно жестко контролируется. Пытаются контролировать интернет и радио. А все, что выходит тиражом в три – пять тысяч экземпляров, вне зоны интересов государства. Тем не менее, люди, которые покупают такие книги – лидеры мнений в своих областях, так называемые тренд-сеттеры. И в силу этих обстоятельств идеи и мнения, сформулированные в книгах, имеют мощнейшее воздействие, это влияние растет по экспоненте. У современных образованных людей уже сложилась некая защита от официальной идеологии, люди по Первому каналу узнают только о фактах, а мнение господ комментаторов их не очень интересует.

Потому что они не авторитет для них. А книги, которые они читают - авторитетны – в силу научного подхода, взвешенных оценок, желания избежать сиюминутности и обратить внимание на по-настоящему важные вещи. Так что книги как противодействие государственному насилию в гуманитарной сфере вполне действенный инструмент.

- Вы печатаете не только самые последние научно-популярные книги, но и те, что были написаны довольно давно, например, Карла Сагана. Что могут найти в них современные читатели? 

- Карл Саган – вообще человек вне времени, он не только величайший астроном и астрофизик нашего времени, но и величайший гуманист и философ. Его книга «Голубая точка» на самом деле не столько про новейшие научные открытия, сколько про извечное стремление человека к исследованию нового, про человека дороги, стремящегося постоянно что-то открывать и узнавать. Саган считает, что будущее человека находится за пределами Земли. В этой книге он, рассказывая о прошлом космонавтики, о настоящем для него времени, говорит и о будущем этой сферы. Несмотря на то, что многие астрономические открытия в его время еще не были сделаны, он прямо указывает на то, что это будет открыто. Естественно, он делает прогнозы не на основании ясновидения, а в силу обладания всеми астрономическими знаниями на тот момент и умения делать выводы из той базы, которой он владеет. Он говорит о том, что ресурсы Земли конечны и, колонизируя другие планеты, человечество может создавать другие сообщества, учитывая предыдущий социальный опыт и уже совершенные ошибки. Именно поэтому книги Карла Сагана не устаревают, поэтому их читают и, уверен, будут читать в будущем.

- Книги как бизнес – не очень легкая сфера: цены на бумагу и услуги полиграфии растут постоянно. Как вы справляетесь, учитывая эти факты? Можете ли назвать цены на книги Вашего издательства адекватными?

- Да, цены на все перечисленное растут буквально каждый квартал. Еще растут цены и на права на переводные книги, у писателей растут запросы, в итоге, да, книги дорожают. Цена книги у нас от 400 до 700 рублей. Больше стоят только подарочные издания, это совсем другой рынок. При этом билет в кино стоит почти так же. Это сейчас не вопрос цены – это вопрос приоритетов. Кино длится полтора часа, кусочек торта переварится часа за два, книга останется с вами навсегда. Я не считаю, что книги стоят дорого, хотелось бы, чтобы они стоили дешевле, но тогда издательства не смогут удержаться на плаву – это вопрос экономики. Еще немаловажный вопрос: над созданием книги трудятся очень много людей – верстальщики, корректоры, редакторы, дизайнеры, переводчики. Это колоссальные трудозатраты, и если результат их труда выливается в 500 рублей за книгу, это оправдано. Еще один аргумент – продажи книг нон-фикшн растут, значит, люди все-таки делают выбор не в пользу сиюминутного развлечения сомнительного качества, а в пользу долгоиграющей литературы, которая развивает нейронные связи.

- Как Вы попали в книгоиздательство?

- Постоянно начал работать курса с 4-го. Работал в рекламных отделах разных изданий, в 2005 году попал в издательство «Альпина», занимался там новым на тот момент направлением фэшнс-букс – книгами о стиле и моде. Сейчас для меня это прошлая история, но как первый опыт в издательском бизнесе он мне очень многое дал. С 2007 года стал заниматься более серьезной литературой, это совпало с интересами инвесторов, которые поймали мировой тренд к серьезному нон-фикшн, в том числе научпопу. Вот уже десять лет этим и занимаюсь. Тот факт, что я попал в книжный бизнес, это подарок. Это довольно редкая история, когда твое хобби совпадает с твоей работой - ты занимаешься тем, что тебе дико интересно, при этом еще и деньги за это получаешь. Читать я начал рано, и со мной случались вполне классические истории: родители выключали свет и ловили меня потом с фонариком, читающим очередную книжку под одеялом. 

Если серьезно, это подсознательное движение к цели, и я очень рад, что прошлое помогло мне реализовать себя. Работу в издательстве мне сложно назвать классической работой – она не начинается в девять утра, например, и не заканчивается в шесть вечера. Я работаю всегда – думаю про книжки в метро, в бассейне, когда гуляю с дочкой. Есть какое-то количество людей, которые готовы заниматься книжками все время, вне зависимости от того, сколько им платят, и платят ли им вообще. Я из этой банды. Знаете, у нас есть такой автор - Михай Чиксентмихайи, который написал потрясающую книгу «Поток», она, по сути, о счастье. Он вывел психологическое и философское состояние потока, когда для человека при определенных условиях перестает быть важным понятие времени и места, он просто живет и движется в потоке. Для меня книгоиздательство – это и есть тот поток, в котором я живу. Есть масса вопросов, которыми приходится заниматься помимо чтения – сложные переговоры с авторами, партнерами, бюджетирование, финансовые показатели, маркетинговая политика, внешние и внутренние коммуникации. И это тоже часть потока.

- Чем «Альпина нон-фикшн» гордится?

- Тем, что у издательства сложился определенный имидж. Мы издаем безукоризненные с научной точки зрения книги. Это настоящий капитал, репутация, мы этим дорожим. И да, гордимся.

- Расскажите о тех новинках, которые никак нельзя пропустить.

- Совсем скоро мы выпустим книгу Дэвида Хоуна «Хроники тираннозавра. Биология эволюции самого опасного хищника на Земле». Это, по сути, первая книга о динозаврах для взрослых. Мы изучили рынок и увидели, что в России есть несколько хороших книг об этих доисторических ящерах, но все они ориентированы на детей. А между тем есть огромное количество взрослых, которым эта тема интересна. Это абсолютно новое издание, основанное на последних палеонтологических исследованиях, у нас оно выйдет практически синхронно с западом. 

До недавнего времени в издательствах был серьезный перекос в сторону переводных авторов, потому что в России не было школы научной журналистики а ученые не могли и не хотели писать в этом жанре. Сейчас ситуация изменилась. Выходят прекрасные научно-популярные книги российских авторов. Мы, например, готовим «Ученые скрывают. Мифы XXI века» Александра Соколова - книга о российской лженауке, в которой подробно разобраны конкретные телевизионные передачи и материалы. Жесткая, честная и очень увлекательно написанная книга. Летом выйдет книга научного журналиста Ирины Якутенко «Воля и самоконтроль» о том, как гены мешают нам избегать каких-то соблазнов. Вот, хотим мы, например, съесть булочку в 12 часов ночи, и кто-то может противиться своему желанию открыть холодильник, а кому-то гены не позволяют это сделать. Там есть много практических советов, следуя которым можно добиться впечатляющих успехов в борьбе с «открыванием холодильника». Ещё одну книгу написал Тимофей Скоренко, главный редактор сайта «Популярная механика», она о русском изобретательстве. Книга называется «Изобретено в России. Изобретательская мысль с Петра I до Николая II». В ней подробно разобраны истории многих мировых изобретений, и в итоге получается вполне четкая картина – чем нам можно гордиться, а чем гордиться не нам. Если уж заговорили о российских авторах, упомяну ещё важную книгу Михаила Никитина «Происхождение жизни» и предыдущую книгу Александра Соколова «Мифы об эволюции».

- Занимается ли издание электронными книгами?

- Обязательно. В течение недели после выхода бумажной книги появляется электронная версия книги, она продается на всех возможных ресурсах. Для нас стало правилом предлагать читателю книгу в любом удобном для него формате – в бумажном варианте, в 20 электронных форматах и иногда и аудиокнигу. Любому читателю, покупающему бумажную книгу на сайте alpinabook.ru, мы предоставляем электронную копию бесплатно. Человек должен иметь возможность использовать текст в разных обстоятельствах – в кресле вечером или в метро утром. Задача издателя – предоставить ему такую возможность. Вот почему появились пираты? Потому что многие издательства вообще «не заморачивались» электронными книгами, так как денег это особых не приносит, вот в эту нишу и зашли пираты. Как только издатели этим озаботились, изменилась картина на пиратском рынке. Наших книг там стало сейчас заметно меньше. Кроме того, появились люди, которые понимают, что за труд надо платить. Даже если они скачали где-то книгу нашего издательства, они ее потом покупают, например, на Литрессе. Много подобных случаев было.

- Как часто у вас выходят новые книги?

- В год их набирается около 50-ти новинок, каждый месяц – от трех до пяти. Объем большой, все я лично прочесть не успеваю. Я читаю в первую очередь то, что мне интересно – всего Карла Сагана, Митио Каку, все, что касается биологии и палеонтологии, книги по гуманитарным наукам. Есть книги, которые я обязан прочитать в рамках контрольного чтения. После того, как книгу прочитает литературный и научный редакторы, два – три раза – корректор, перед отправкой в печать она достается кому-то из редсовета. Контрольное чтение – это попытка посмотреть на книгу свежим взглядом, чтобы поймать ошибки, непонятности, логические пробелы и прочие недочеты, которые мешают восприятию текста.

- А сверх обязательной программы?

- Художественную литературу и научно-популярные книги других издательств. Вот в самолете из Москвы в Иркутск я начал, наконец, читать давно купленный «Тобол» Алексея Иванова, страниц 300 успел прочесть. Научно-популярная литература прекрасна тем, что она дает знания, понимание действительности, художественная литература дает не менее важный стимул – эмоции, она в нас рождает и воспитывает чувства, без которых мы превратились бы в довольно гадких и неинтересных существ.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также