Владимир Демчиков: Мемориальная взлетная полоса

Владимир Демчиков
Владимир Демчиков
04 марта 2015

В последнее время и в прессе, и в социальных сетях активно обсуждается возможная реконструкции взлетной полосы нашего аэропорта с ее разворотом и удлинением. Поводом для полемики стало то, что в результате запланированной реконструкции часть новой взлетной полосы может пройти по мемориальному захоронению тысяч погибших в годы сталинских репрессий (по данным УКГБ по Иркутской области, там похоронено 15000-17000 человек). Проводятся общественные слушания, пишутся статьи и письма в инстанции, полемика приобретает нешуточный характер. Оно и понятно: с одной стороны, на кону стоят большие деньги, с другой – память об убитых, о которых известно только место их массового захоронения (никаких могил, конечно, не сохранилось, да их и не было и быть не могло).

Специалисты углубляются в расчеты, листают законы, ищут выход, приводят аргументы за и против строительства. За – аэропорту необходимо развитие, другой возможности для этого развития нет. Против – нельзя строить на костях, тем более что мемориал и так находится в запущенном состоянии (а вместе с ним и память о погибших).

Не вдаваясь глубоко в суть аргументов сторонников и противников (пусть о них спорят специалисты), я хотел бы предложить компромиссное решение. Попутно, кстати, замечу, что, глядя со стороны, никакого особенного развития нашему аэропорту не требуется, он и сейчас недозагружен, и имеющаяся полоса (если сравнить с загрузкой других аэропортов) используется далеко не на полную катушку. Что же касается приема больших самолетов (для которых якобы и нужна удлиненная полоса) – дай бог, конечно, только не очень понятно, откуда взяться тут пассажирам для больших бортов, при нынешнем объеме перевозок… А то, что мемориал жертвам политических репрессий находится в плачевном состоянии, вместо того чтобы подтолкнуть власти к решению вопроса о приведении мемориала в порядок, неожиданно стало аргументом почти что в пользу сторонников постройки полосы на месте захоронений. Ведь запустение – это свидетельство общественного невнимания и к мемориалу, и к памяти погибших, что в свете сегодняшнего фактического пересмотра отношения к сталинскому периоду (вот и мемуары уже пошли в местной прессе о заслуженных чекистах, ловивших тут шпионов в товарных количествах и получавших за это ордена) подталкивает некоторых шустрых людей к простому решению: пренебречь этой памятью в интересах развития… Впрочем, повторяю, пусть об аргументах судят специалисты. Я – не специалист.

Так вот, о компромиссном решении. Сразу оговорюсь, оно может показаться чересчур экстравагантным, но сейчас же время нетривиальных решений, не так ли? Так вот, мне кажется, что развернуть полосу – вполне можно (раз уж это в интересах развития). И проложить ее по местам захоронения – тоже вполне можно, не впервой. Надо так надо. Но – только при одном условии. На том месте, где полоса пройдет по месту захоронений – нужно будет обязательно восстановить то самое кладбище. Не в виде могил – но хотя бы в виде фотографий. Тех, которые сохранились. 

Пусть в конце новой полосы, по обе стороны, стоят фотографии тех, кто был тут убит и похоронен. И пусть они смотрят на взлетающие самолеты, а пассажиры – смотрят на них. Пусть будет мемориальная взлетная полоса. И тогда все взлетающие и все приземляющиеся – точно будут помнить, что здесь было и сколько народу тут лежит. Кто-то, впрочем, может возразить, мол, как же так, это же будет портить настроение пассажирам! А люди, может, летят на отдых, да и вообще – зачем это?

Это, конечно, серьезное возражение. Что ж, если не хотите мемориальную взлетную полосу – не буду настаивать: нет, так нет.

Но тогда и место это не троньте.

Взлетно-посадочная полоса. Фото с сайта iktport.ru

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также