К 130-летию главного сталинского архитектора Бориса Иофана

04 августа 2023

Вышла книга "Борис Иофан. Пути архитектуры 1920-1940-х годов. К 130-летию архитектора", в основу которой легли доклады международной конференции, прошедшей в Москве в сентябре 2021 года.

иофан

В книге оказались затронуты сюжеты, связанные не только с творческим путем главного сталинского зодчего, но и с архитектурной жизнью СССР и мирового сообщества в 1920-1940-е годы. От проектирования станции метро «Бауманская» в Москве до создания колосса Дуче в Италии, от специфики гаражного проектирования в СССР в 1930-е и до ар-деко Венской архитектурной школы - такие на первый взгляд далекие друг от друга темы оказались объединены титанической фигурой Бориса Иофана. 

Личность Бориса Иофана как бывшего эмигранта, получившего образование в Римской академии художеств, а по возвращении занявшего особое, уникальное место в архитектурной жизни СССР, одного из немногих отечественных зодчих, снискавших мировую славу, включена во множество контекстов и позволяет затронуть целый ряд вопросов, связанных с изучением не только эпохи сталинской диктатуры, но и глобальной истории архитектуры и искусства второй четверти XX века.

Книга состоит из пяти глав, посвященных основным проблемам, стоящим сегодня перед исследователями истории архитектуры 1920–1950-х годов, ярчайшим сюжетом которой является творчество Бориса Михайловича Иофана.

Первая глава посвящена отдельным постройкам и проблемам творчества архитектора. Статья А. Де Маджистриса впервые, с опорой на документы, прослеживает связь между его профессиональным образованием в Риме и творчеством в СССР в 1920–1930-е годы, процесс его трансформации из итальянского архитектора в советского.

Фредерика Патти описывает римский период жизни Иофана, очерчивая круг его профессиональных связей и интересов. 

Статьи кандидата искусствоведния Анны Вяземцевой (о проекте Посольства СССР в Риме), историка искусства Николая Васильева, архитектуроведа Елены Овсянниковой, П. Ю. Крупина (о городке Тимирязевской сельскохозяйственной академии), историка, исследователя архитеткуры Юрия Дубровского (о станции метро «Бауманская») вводят в оборот новые данные о проектах и постройках Иофана. 

Главный хранитель Музея архитектуры имени А.В. Щусева Мария Костюк представляет дискурс о творчестве архитектора до и после его победы в конкурсе на Дворец Советов, обозначая основные его источники и линии развития. В статье Данило Удовички-Сельба проиллюстрирована связь проектов Иофана конца 1930-х годов с идеями супрематистской архитектоники Казимира Малевича. 

Завершает главу исследование Константина Хрупина о малоизвестном и малоизученном периоде творчества мастера - 1950–1960-х годов, когда он внес существенный вклад в развитие стандартизированного строительства.

Вторая глава сфокусирована на взаимоотношениях архитектуры и власти, которые исследуются на широком интернациональном материале. Главу открывает теоретическое эссе Аллы Вронской, предлагающее новый взгляд на процесс трансформации архитектурного процесса в начале сталинского периода, исключающий категоричное противопоставление свободы творчества и административного гнета, ценностей авангарда и тоталитарной культуры. 

Исследование Юрия Старостенко, основанное на архивных материалах, погружает читателя в историю преобразований проектного дела в Москве 1930-х годов. Историк архитектуры Илья Печёнкин исследует феномен сотрудничества архитектора и власти на примере творческой биографии советского архитектора и художника Ивана Жолтовского. 

Тему биографических параллелей развивает исследование Никоса Пегиудиса, представляющее историю сотрудничества греческого архитектора и урбаниста Константиноса Доксиадиса с государственно-научными структурами нацистской Германии. Отчасти полемизируя с Аллой Вронской, С. А. Смоленская разворачивает широкую панораму архитектурной жизни УССР на рубеже 1920–1930-х годов, делая акцент на столкновении современного движения и тоталитарно-имперского монументализма. 

Влияние власти на развитие архитектуры рассматривает и О. С. Шурыгина в статье о проектировании ведомственных гаражей.

Третья глава посвящена восприятию творчества Бориса Иофана коллегами по Союзу советских архитекторов, а также иностранными специалистами. В своей статье И. Роэде анализирует наследие норвежского архитектора Харальда Халса, дважды посещавшего СССР и поддерживавшего постоянные контакты с Союзом советских архитекторов, как пример удачной работы советской культурной дипломатии. 

Исследование Ю. Л. Косенковой убедительно доказывает, насколько актуальным оставался заданный Дворцом Советов курс на высотность при формировании образа советского города, сохраняясь в профессиональном и общественном сознании вплоть до начала 1950-х годов. Статья К. В. Бальяна посвящена влиянию проекта Дворца Советов на Монумент Победы в Ереване архитектора Рафаела Исраеляна. Ряд параллелей в подходах радикального эклектизма постмодернистов и опытах позднего русского архитектурного модернизма обнаружил Чон Да Хён.

В четвертой главе представлен ряд исследований, объединенных темой международных связей советской архитектуры межвоенного периода. Ключевым его событием стала фундаментальная перемена ориентации архитекторов, работавших в СССР, с модернизма на традиционный монументализм и историзм (получивший обиходное наименование сталинского «большого стиля»).

Пятая глава посвящена проблеме стиля в архитектуре 1920–1950-х годов и охватывает широкую географию. Статья М. Джунта и Ф. Колоннезе посвящена малоизвестному сюжету установки в Риме статуи-колосса Муссолини, очевидно вдохновленной в том числе проектом Дворца Советов. К. Чекканти описывает малоизвестную историю итальянских заимствований и влияний на дореволюционное творчество И. И. Рерберга, крупного архитектора Москвы 1930-х годов.

А. Д. Бархин делает незаурядное предположение о возможном источнике стиля тридцатых в венской школе и наследии круга Отто Вагнера. Статья Л. К. Масиеля Санчеса рассказывает о начале строительства столичного Еревана и неоклассических влияниях, еще не обусловленных декларированным в начале 1930-х годов курсом на освоение наследия.

Значимость настоящего издания обусловлена двумя факторами. Прежде всего, пришло время системного научного осмысления исторической и художественной ценности наследия советской архитектуры. Остро ощущается необходимость разработки критериев для непредвзятой оценки объектов, норм и подходов к сохранению и реставрации зданий и сооружений 1920-1950-х годов, признанных архитектурными памятниками.

Несмотря на неоспоримо важное место Бориса Иофана не только в архитектуре, но и в истории в целом, исследований, посвященных его творчеству, - единицы. Приобрести книгу можно здесь

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также