Александра Потанина – художница
05 февраля 2023
Известной путешественнице Александре Викторовне Потаниной 7 февраля 2023 года исполняется 180 лет. Она прожила необыкновенно интересную жизнь. Об этом пишет Татьяна Ясникова.
В 1874 году, став женой географа и этнографа Григория Потанина, Александра Викторовна приняла участие в четырех его экспедициях, трудных и сложных. Из Иркутска они с мужем отправлялись в Монголию, Китай, Тибет. По окончанию третьей экспедиции Потанины жили в Иркутске. Их квартира была центром интеллектуальной жизни города. В тот период Потанина написала свой лучший этнографический очерк «Буряты», удостоенный золотой медали Императорского русского географического общества.
После смерти путешественницы в 1893 году группа иркутян обратилась в городскую думу с ходатайством об открытии бесплатной народной библиотеки читальни. Она была открыта в ноябре 1896 года. Её преемницей стала центральная городская библиотека имени А. В. Потаниной по улице Трилиссера, 32.
В 2015 году на здании библиотеки была открыта мемориальная доска, посвященная А. В. Потаниной. Искусствовед Татьяна Ясникова изучила экспедиционные рисунки и акварели путешественницы.
Искусство чаще говорит о необычном, и, если о повседневной жизни, то всегда с долей привнесения личного озарения, открытия, оттенка чувства. Художники любят путешествия, чтобы перед ними открывались чудесные, волшебные, лирические виды. И в старину именно изобразительное искусство доносило до зрителей невиданное.
В семнадцатом веке в пору географических открытий грезили о новых землях с особой остротой. Кто о Беловодье, кто об Америке. Япония, Китай, Индия, Африка – все возбуждало острый интерес.
Вермеер Делфтский писал открытый мир и лиц, вовлеченных в открытие мира. На картине «Женщина с лютней у окна» справа от лютнистки на стене известная карта Европы, изданная в 1659 Блау, о чем говорит картуш в левом углу. По периметру – тексты на латыни, французском и голландском языках с кратким описанием европейских стран. На картине «Дама в голубом, читающая письмо» (1662-1664) женщина стоит у окна, читает письмо издалека, на что намекает окно. Что за ним – не видно, но угадывается море, морская даль, весть от путешественника.
В журнале «Третьяковская галерея» №2, 2010, есть статья «Русские художники-путешественники». Она о выставке, на которой были представлены привезённые из путешествий живопись и графика. «Особый интерес представляют работы Андрея Ефимовича Мартынова. Акварель «Байкал» (1810) – один из листов серии видов России и Монголии, созданной по натурным зарисовкам из путешествия 1805–1806 годов. Художник сопровождал Российское посольство во главе с графом Юрием Головкиным в Сибирь, Забайкалье, Монголию и Китай». Далее говорится о российской духовной миссии в Пекине.
«В 1830 году по рекомендации президента Императорской Академии художеств Алексея Николаевича Оленина в штат XI духовной миссии был впервые зачислен художник. Им стал Антон Михайлович Легашов, которому, как и всем миссионерам, предстояло провести в Поднебесной десять лет. В составленной для него инструкции говорилось о необходимости приложить все старания к изучению секретов изготовления и употребления китайских красок, славящихся своей прочностью и яркостью. Важная роль отводилась рисованию с натуры, при этом акцент делался на правдивость в передаче этнографических подробностей. В составе миссии Легашов рассматривался как человек, необходимый для заведения знакомств и поддержания связей со знатными людьми, имеющими возможность влиять на политику императорского двора. Отметим портрет маймаченского дзаргучея (важного чиновника), исполненный еще по дороге в Китай в Кяхте, и портрет племянника императора Хой Бэй-ле, сделанный в Пекине. Художники находились при российской духовной миссии до 1864 года».
В тексте говорится о русских художниках, путешествующих по всему миру, но в приведенных цитатах речь идет о нашем, юго-восточном направлении, которому посвятили свои экспедиции Александра и Григорий Потанины.
В публикации кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и истории искусства Российского государственный гуманитарного университета Элины Швец «Визуальные документы научных и военных экспедиций: жанровая принадлежность и стилистические особенности произведений на примере работ русских художников конца XVIII – первой половины XIX вв.» речь идёт о том, что художники почитали за честь принимать участие в таких экспедициях.
«В функции экспедиционных художников или должностные обязанности этих членов экспедиций входило: зарисовывать ландшафты исследуемой территории, выполнять подробные рисунки растительного и животного мира экспедиционного района, портретировать внешний облик, этнические черты населения, изучаемых географических пунктов, стран, континентов. Это была обязательная визуальная часть документирования материалов научных экспедиций».
Самым ярким из таких экспедиционных художников автором называется Василий Васильевич Верещагин (1842-1904). Начав путешествия с Кавказа в возрасте двадцати лет, он погиб в экспедиции 13 апреля 1904 года вместе с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.
В Иркутске наиболее известными путевыми произведениями являются изданные в 1986 году «Акварели декабриста Петра Ивановича Борисова». С юности Петр Борисов был увлеченным натуралистом, писал дневники наблюдений, собирал естественнонаучные коллекции, зарисовывал сибирскую флору и фауну. Не получил образования, но овладел навыками акварельного письма самостоятельно, ещё до участия в декабристском движении. Он автор неопубликованного труда "Орнитологическая фауна Восточной Сибири".
Известны рисунки, литографии и акварели Леопольда Немировского, в Иркутске изданные к его двухсотлетию в 2010 году при участии Государственного музея А. С. Пушкина, Иркутского областного художественного музея, Иркутского областного краеведческого музея, Иркутского музея декабристов, музея истории Бурятии имени М. Н. Хангалова, народного музея Варшавы. Немировский, бывший студент Виленского университета, был в сибирской ссылке дважды, в 1831 и 1839 годах.
«В 1844 г. Немировский в качестве художника был прикреплен к Петербургской комиссии, целью которой явилось исследование Восточной Сибири и Камчатки». Графика Леопольда Немировского на уровне Никола Пуссена, великого художника-классициста. От неё веет величественной европейской античностью вкупе с духом древнекитайской философии, внимательной к первоосновам бытия и полной недосказанности. В своих произведениях Немировский органично соединил Запад и Восток, которым, по определению Р. Киплинга, «вместе не быть». Высокая одухотворенность доступна кисти польского изгнанника.
Александра Викторовна Потанина была единственная женщина-художница, принявшая участие в географических экспедициях. При жизни опубликовала около двадцати научных и литературных трудов. К каждому из них имелся иллюстративный авторский материал, частично воспроизводимый.
Сибирь, Монголия, Китай, Тибет – это были обширные пространства, охваченные исследованиями семьи Потаниных четырьмя экспедициями. Большая часть графического наследия Александры Викторовны находится в Томске, где прошли поздние годы Григория Николаевича, ждёт своего издания. Сама художница скромно оценивала свои способности.
Директор Научной библиотеки Томского госуниверситета Артем Васильев дает такие комментарии к её графике. «Первые рисунки можно увидеть в ранних письмах Александры Викторовны к родным и близким. Никакого специального образования она не получила, но ее увлечение рисованием поддерживали братья. Уже после женитьбы, когда Потанины жили в Санкт-Петербурге и готовились к своей первой экспедиции, Александра Викторовна посещала уроки живописи Ивана Шишкина, с которым Потанин был знаком еще со времен своей учебы в 1860-х годах. Якобы великий художник даже советовал, какие краски взять в экспедицию, поскольку с самого начала предполагалось, что Потанина будет делать какие-то зарисовки.
С рисунками Александры Викторовны связана еще одна интересная история. В перерыве между экспедициями, когда Потанины находились в Петербурге, Григорий Николаевич работал в Императорской публичной библиотеке, консультировался у Владимира Васильевича Стасова. Там он и познакомил со Стасовым свою жену, рассказал о ее рисунках. Стасов очень ими заинтересовался и в итоге дал Потаниной задание в следующей экспедиции, когда они будут знакомиться с местными племенами, особенно обратить внимание на предметы с эмалью.
Дело в том, что в это время Владимир Стасов вместе с историком искусства Никодимом Павловичем Кондаковым работали над созданием монографии «История и памятники Византийской эмали», вошедшей в число самых дорогих книг в истории российского книгопечатания. Это был огромный каталог-альбом, в основу которого легла коллекция петербургского мецената Александра Звенигородского. Туда же вошли и другие коллекции эмали - Александре Викторовне было поручено сделать зарисовки среднеазиатских произведений искусства. Ее рисунки впоследствии вошли в эту книгу, один из экземпляров которой сегодня хранится в музее книги Научной библиотеки ТГУ».
Рисунки и акварели путешественницы являются иллюстративным материалом. Выполнены они достаточно бегло и в силу походных условий, и в силу того, что в экспедициях она не была собственно штатным художником, но несла множество бытовых и общественных нагрузок, как жена Григория Потанина, и в интересах исследований. Характер её изобразительных работ свидетельствует о её большой личной скромности, душевности, доброте, ответственности. Она изображает аборигенов с душевным расположением к ним. Внимательно передает черты и типы лица, особенности ношения одежды и её кроя. Изображает предметы утвари, ювелирные украшения, орудия труда. Краски акварелей неяркие и нежные.
Ключом к выставке Александры Потаниной, как художницы, могли бы стать изображения дольменов – культовых мегалитических сооружений древности. Их обнаруживают в Европе, Азии и Африке, что говорит о единой культуре древности. Существует множество гипотез о происхождении мегалитов, но на настоящий момент кажется убедительным предположение Михаила Колмакова.
На примере менгиров Хакассии он показывает, что мегалиты являются остатками зданий, стен и перекрытий древней цивилизации, погибшей в результате планетарной катастрофы. Менгиры – это объекты выветривания, останцы. Если эти останцы сложить друг на друга, сформировать архитектурную конструкцию, намек на здание, то получится дольмен. И то, что дольмены носят траурный, погребальный характер, напоминает о том, что люди погибали под рушившимися стенами и сводами.
Гризайль 5555 Александры Потаниной показывает древность дольмена, его непонятность, мрачноватость, грубоватость безыскусной кладки. Внутри под перекрытием вставлено изображение человека. Предка, архата, святого, учителя.

На акварели 5593 предстает подобный дольмен, может быть, тот же самый. Имеется машинописная подпись: «Ту-чжи – постройка с богами- покровителями. Рисунок акварелью. (1893)». То есть, акварель выполнена во время последней экспедиции путешественницы в Тибет. Дольмен осеняют пышные кроны деревьев с лимонно-зеленоватыми листьями, создавая приподнятое, праздничное настроение.

Но для художницы важна простая фиксация увиденного. Пейзаж настроения – это не её тема. На акварели 5592 другая «ту-чжи», деревянная, но поставленная на угловые камни. А вот на карандашном рисунке без номера предстает деревянная хижина с уложенными по двускатной крыше, по три ряда на каждом скате, булыжниками. Очевидно, последние имеют некий культовый характер, например, олицетворяя обитающих в них духов-покровителей жилища.
И отсюда мы переходим к изображениям людей. Они помнят предания древности, почитают духов и предков – богов покровителей. Камни на крыше, камни дольменов напоминают о том, что у аборигенов сохранились остатки шаманизма, веры в силы природы, представавшие в древности камнепадами, оползнями, водными лавинами, землетрясениями, а теперь оказавшимися в виде прирученных стихий воздуха, огня, земли, – может быть, прирученных благодаря мантрам, песнопениям, заклинаниям, игре на музыкальных инструментах и пляскам.
Вот на черно-белом рисунке предстают мрачновато-серьезные, под стать окружающей природе и примитивному быту, две женщины. Одна более приземистая, в теплом халате с удлиненными ниже кистей рук рукавами, с ритуальным шарфом-хадаком, забранным под пояс, с ритуальными изображениями кругов с крестами в них (солярные знаки), ромбами и орнаментом по низу.

Шапка на женщине приземистая, отороченная мехом и островерхая. Не исключено, что женщина из местной знати, но та, что изображена справа от нее, уже походит на аристократку. Она высока, лицо тонкое, настороженное, вслушивающееся в одновременно далекое и не открывающееся. Брови обрисованы под углом сверху вниз, нос заострен книзу, губы тонкие, сжатые. Обе женщины проникнуты одним настроением. Накидка с темным островерхим капюшоном, отороченная по краю светлой лентой, придает виду аристократичной женщины дополнительную тонкость. Капюшон своим характером напоминает монашеский клобук малой схимы.
Сходство неполное, однако настроение женщины, сообщающее об аскезе, возбуждает именно такую аналогию. Длинное в пол одеяние, на этот раз с полуплащем, обрисовывают ту, что, может быть, обходит с мантрами стада и хижины рода.
Далее предстают предметы быта и священные предметы, неотделимые друг от друга. Они орнаментированы символами, просты, функциональны. Сам быт здесь священен, погружённый в суровую действительность и выживание. Вот изображение колеса сансары, неумолимого бега повторяющихся не изживаемых циклов; в восьмиконечной звезде восьмигранник, в который заключены символы инь и ян. Тибетские сапоги-гуталы, ювелирные украшения со вставками горных минералов.
Образы мужчин, более малочисленные по сравнению с женскими, отдают той же суровостью, молчаливостью, надежностью. Человеческое легкомыслие не присуще обитателям этих мест. И сама Александра Потанина на фотографии словно проникнута их настроением и внутренним состоянием, величественностью, стойкостью.
В альбоме, издании рисунков и акварелей Александры Потаниной, атмосферной выставке с «ключом» в виде рисунков дольменов, появился бы особый подтекст, осмысление целостности движения из древности к сегодняшнему дню. Словно бы экспедиции Потаниных были для этого: понимания единой судьбы человечества через артефакты истории и этнографии.
Александра Потанина вернулась из последней своей экспедиции «на щите», наука и человечность были для нее неразделимы.
Татьяна Ясникова, Мои года
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!