Владимир Демчиков: Ольхонские заметки – 2

Владимир Демчиков
Владимир Демчиков
05 марта 2015

Официальная ледовая переправа на остров Ольхон проходит по тем местам пролива и Малого моря, где лед сохраняется дольше всего. Эту переправу чистит тяжелая техника, за ней следят дорожники, на ней почти нет перепадов уровня льда на стыках плит (их сглаживают). Но у нее есть один недостаток: она выходит на берег там, где по острову идет очень плохая дорога. Поэтому существует как минимум еще две дороги, на которые многие сворачивают с официальной переправы. Один из них – поворот с официальной дороги направо и выезд на берег через ближайшую губу, там на острове дорога сравнительно приличная. А второй – поворот налево, это дорога напрямую на Хужир, в обход острова. Ее прокладывают сами ольхонские водители, ее, естественно, никто не чистит, и редкие вешки на ней расставляют энтузиасты.

Дорога на Хужир идет совсем не вдоль берега острова. Вдоль берега – торосы. В объезд этих торосов дорога удаляется от берега на несколько километров, чуть ни не к самому центру Малого моря, и по километражу она длиннее, чем официальная переправа и островная дорога. И тем не менее хужирские водители из года в год прокладывают дорогу из Хужира на большую землю напрямую по льду. Почему? Ответ достаточно просто и известен всем, кто часто ездит по Ольхону.

Этот ответ – качество ольхонских дорог. Грунтовой дороге, соединяющей Хужир с переправой, уже много лет – и она поистине ужасна. Ехать по ней быстро – значит, разбивать подвеску, ехать медленно – значит, разбивать подвеску. Ольхонские водители ездят по возможности не по ней, а рядом с ней. А с наступлением зимы – выезжают на лед. И дают кругаля по льду в объезд торосов – пусть этот путь и длиннее, но только бы не трястись по камням родного острова и не разбивать машину.

(В скобках заметим, что объезд по льду не спасает от грунтовки: от МРС до Еланцов водителя ждут еще те легендарные 12 километров грунтовки, которые неизвестно как остались позорным недоделанным пятном между двумя участками заасфальтированного шоссе.)

Недостатком «дикой» ледяной дороги от Хужира до материка является то, что в случае сдвига ледяных плит по высоте и образования «ступеней» - их никто не уберет и не сгладит, дорожная техника тут не ходит. Поэтому вероятность наскочить на внезапно появившееся препятствие и погнуть диск колеса – хоть и небольшая, но есть.

Но главная опасность этой дороги (как и вообще любых дорог по здешнему льду) – это, собственно, сам лед. Поскольку сейчас на Малом море толщина льда превышает 60 см, опасность сейчас связана только в внезапным (и пока маловероятным) образованием какой-то полыньи. Но чем тоньше будет лед – тем менее крупными, прочными и плавучими будут ледяные плиты, из которых состоит ледяной покров Малого моря. Сейчас по льду практически всего Малого моря можно передвигаться свободно, хоть по наезженным дорогам, хоть по торосам. Но стоит заглушить мотор и прислушаться в тишине – слышно, как этот лед постоянно гудит, грохочет, шумит и трещит. Когда стоишь возле трещины – и видно, и слышно, как двигаются мощные плиты льда. А поскольку зима была теплая и уже практически закончилась – лед, вполне может статься, дальше будет только тоньше и слабее.

Так что скоро только по официальной переправе можно будет доехать гарантированно. А по всем остальным дорогам и переправам – доехать-то будет можно, только конечная остановка может быть совсем не там, где вы планируете. И когда стоишь в тишине на гулко трескающейся и такой тонкой на самом деле корке льда (всего 60 см!) – очень хорошо это понимаешь.

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также