Владимир Демчиков: «История одной коллекции», или Тринадцатый стул Виктора Бронштейна

Владимир Демчиков
Владимир Демчиков
05 марта 2016

Открывшийся в галерее В.Бронштейна 3 марта выставочный проект «История одной коллекции. Живопись 50-80 гг.»  представляет из себя, собственно, выставку личного собрания живописи Виктора Бронштейна. Можно, конечно, проанализировать все это как собственно собрание живописи, но пусть этим занимаются профессиональные искусствоведы. Им наверняка будет что сказать по поводу всех представленных в собрании Бронштейна иркутских художников, развести их по правильным загончикам (этот «выдающийся», этот «известный», этот «заслуженный», а этот просто «интересный», и т.д.). История иркутской живописи наверняка (как и в каждом крупном культурном центре, склонном поворачиваться к зеркалу своей лучшей, то есть самой скучной стороной) содержит много важного. Величественные монументы успешным халтурщикам, заброшенные могилки истинных гениев, бесчисленные грандиозные полотна певцов Байкала (общая площадь которых, по оценкам ЮНЕСКО, уже превысила площадь самого озера), бесконечные портреты строителей БАМа и Усть-Илима, электрических энергетиков, суровых геологов и улыбающихся комсомольцев – много славных и никому не нужных страниц добавили в мировую художественную культуру местные творцы, солдаты и генералы охры и аквамарина. Как, впрочем, немало, видимо, и нужных.

Но есть у собрания Виктора Бронштейна и еще одно измерение, которое мне как дилетанту не менее интересно, чем, собственно, сами картины и их роль в великой борьбе мировой культуры с самой собой. Помимо десятка-полутора действительно отличных картин (Десяткин, пары отличных вещей Тетенькина, три работы великолепного Вычугжанина, пара работ Новиковой – это только из того, что бросилось в глаза за тот час с небольшим, что мы там бродили) все остальное собрание рассматривать тем интереснее, чем интереснее в последнее время становится сам Виктор Бронштейн как собиратель и галерист.

Тем, кто следит за его меценатской деятельностью, совершенно очевидно, насколько сильно изменился подход Бронштейна к своему меценатскому поприщу и вообще его представления о культуре и своем месте в ней. В первые годы он действовал как любитель-неофит со средствами: писал стихи, которые повсюду читал, обильно их сам издавал (и, как настоящий графоман, совершенно не догадывался об их чистосердечной катастрофичности), поставил в городе неудачный памятник Вампилову и ужасный бюст Пушкина, покупал картины - и разместил свою первую картинную галерею прямо внутри своего же мебельного магазина, типа «а чего тут такого?» И все уже более-менее привыкли к такому наивно-брутальному культуртрегерству, которое стало частью выразительного и на тухлом иркутском фоне даже яркого образа предпринимателя Виктора Бронштейна, одного из немногих иркутских людей, «о которых говорят». Именно в эти первые годы Бронштейн и стал собирать свою коллекцию живописи (выставленную в его галерее с 3 марта).

Когда Бронштейн вдруг затеял строительство новой галереи и, по слухам, приобрел солидную коллекцию работ Даши Намдакова – почти ничего, как говорится, не предвещало радикальной перемены в его деятельности активного, но несколько, скажем мягко, наивного мецената и галериста. И тем сильнее оказался неожиданный эффект от того, что он все-таки придумал и сделал. Галерея Бронштейна сегодня – уж не знаю, как для кого, а для меня точно – самое многообещающее музейно-выставочное пространство и городе, посвященное так называемым пластическим искусствам. Галерея отлично придумана (помещение-трансформер с возможностью зонирования), занимает огромную площадь в двух уровнях, в нее вписана постоянная экспозиция работ Даши Намдакова, ресторан, комната для занятий живописью, короче, там все как-то удобно, красиво сделано и ни на что в Иркутске не похоже.  Но главное – конечно, отличные выставки, и «Москва. 1957» Л.Джанадда, и куклы семьи Намдаковых, да и сама экспозиция Даши, в которой, как оказалось, возникают и исчезают в том числе и работы из его личной коллекции, которые Даши просто отдает для временного экспонирования.

И именно с этой точки зрения, с точки зрения эволюции самого В.Бронштейна, его галереи и его представлений о том, что такое «хорошо», нынешняя выставка его основного собрания, мне кажется, наиболее интересна. Интересно бродить по ней – и представлять себе, как именно эти картины и именно это собрание формировали художественные предпочтения и вкусы собирателя. Вряд ли он за эти годы превратился в искусствоведа. Но вдруг оказалось (это я уже пытаюсь угадать неизвестную мне внутреннюю логику), что под собранные им картины уже недостаточно просто «комнаты в мебельном центре», а нужно что-то большее, а иначе – зачем? Собрание живописи должно «работать» - а для этого ему хорошо бы взаимодействовать с другими работами, выставками, и чем лучше будут эти выставки – тем лучшее окружение для своего собрания можно создать. В общем, хаотичное и в своем начале, видимо, больше опирающееся на чужие мнения и оценки (это очень чувствуется, когда ходишь по галерее), чем на вкус собирателя, собрание Бронштейна подтолкнуло его к единственно верному даже не культурному, а предпринимательскому решению: повысить его капитализацию путем превращения своей галереи в действительно профессиональное предприятие.

То есть все иркутские художники, когда-то продававшие (или порой, скажем так, почти дарившие, или даже  просто дарившие) свои картины Виктору Бронштейну, так или иначе принесли свой кирпичик в здание его галереи. Наверное, кто-то из них остался не очень доволен своим взаимодействием со своенравным предпринимателем-галеристом (о Бронштейне ходит множество колоритных историй, из которых вполне можно сложить свой «декамерон»), но его галерея – это и их детище тоже. Ее, как тот самый дворец, построенный на деньги от бриллиантов мадам Петуховой из двенадцатого стула, можно потрогать – но нельзя унести. Ее не может унести в каком-то смысле даже сам Бронштейн: его собрание «есть» – только пока галерея работает.

То есть как ни крути – а это не просто собрание живописи, а и история о том, как простое и, видимо, поначалу довольно хаотичное собирание картин – привело в конце концов к созданию одного из лучших музейно-выставочных пространств в Иркутске.

Хорошая на самом деле история. 

   

 

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также