Сновидения человека на конюшне. О выставке Сергея Игнатенко

06 февраля 2015

24 января в музее им.В.Сукачева (возле танка) открылась выставка известного иркутского фотографа Сергея Игнатенко «Время сновидения». Выставка посвящена памяти шамана Терентия Шабаева. На выставке представлено сорок с лишним отпечатков фотографий из готовящегося к печати одноименного альбома (это меньше половины от их общего числа). Рассказать о выставке решил специальный обозреватель «Глагола» Владимир Демчиков:

 - Подходить зимним вечером к музею Сукачева под бодро поющего из наружных динамиков про «Елисейские поля, где есть все, что тебе угодно» Джо Дассена – это довольно забавно. Сразу вспоминаешь, что наши местные именитые купцы были, как ни крути, европейцы и культуртрегеры. И когда на твой вопрос в кассе: «Где выставка?» - тебе вежливо отвечают: «На конюшне!» - окончательно чувствуешь себя погрузившимся в нормальную музейную атмосферу: Сибирь, зима, Дассен, французский поп - и конюшня как культурное учреждение.

Выставку составили работы, снятые Сергеем Игнатенко во время его поездок по нашим краям. Это портреты бурят, сцены бурятских праздников, просто жанровые сценки. Отпечатаны фотографии частично на бумаге, частично (большие форматы) на баннерной ткани. Нужно сразу сказать, что конюшня как выставочное пространство имеет и плюсы, и минусы. К очевидным плюсам можно отнести то, что это действительно объемное помещение (на первом этаже). К минусам – очень низкий потолок второго этажа и абсолютно неудовлетворительное освещение. Если на первом этаже оно просто плохое, то на втором – учитывая низкий потолок – оно еще и не позволяет становиться прямо перед фотографией – сразу сам себе загораживаешь половину света. Впрочем, если учесть, что среда, запечатленная Сергеем Игнатенко, отчасти дикая и довольно грубая – плохой свет и само помещение конюшни неожиданно начинают восприниматься как часть общей инсталляции: непричесанные стихийные люди и звери, конечно, смотрятся при плохом освещении отчасти аутентично.

Сергей Игнатенко, безусловно, один из самых интересных иркутских фотографов. И портреты, и жанровые сценки сработаны железной рукой мастера. Если и есть к чему придраться на выставке – так это разве что к излишней увлеченности мастера грубой фактурой. Всем фотографиям, на мой взгляд, недостает полутонов: облака нависают над землей тяжелыми свинцовыми клубами, кожа героев портретов испещрена каменными морщинами, напоминающими следы, которые оставляет в камне столетиями текущая по нему вода. Неуютный контрастный мир. И тут же жесткий взгляд фотографа улавливает еле заметные гримасы на лицах буддийских монахов и вообще захваченных врасплох людей: восточный человек привычно улыбается глядя в фотокамеру, но серьезен и сосредоточен на чем-то своем, важном, когда не замечает, что его снимают. Сергею Игнатенко действительно удалось заглянуть «за занавеску», туда, где вдали от наших глаз протекает жизнь бурятского народа с его традициями, представлениями о добре и зле и о предназначении людей и зверей в этой жизни. Его взгляд лишен восторженного любования, но полон уважительного внимания.

Книга отзывов, в которую я заглянул на полутемном столике на выходе, была полна благожелательных отзывов. Вместе со мной на конюшню зашли папа и сын, которые просто обходили всю музейную экспозицию – и вот напоследок зашли на конюшню. Я зависал у каждой работы – а они быстро шли от одной фотографии к другой. Папа немногословно комментировал ребенку увиденное. «Это буряты,» - сказал он. «Видишь, у них бараны. Кони.» По-моему, отличная рецензия. Сказано все самое главное.

Минут через пять они ушли. А я остался. И до сих пор все еще брожу где-то там.

Фотографии с альбома Сергея Игнатенко

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также