Как БАМ вдохновлял художников Советского Союза
06 апреля 2023
Каждую субботу в ИФИЯМ ИГУ проходят лекции ученых в рамках проекта «Научные субботники». Мы начинаем публикацию некоторых выступлений в пересказе студентов Иркутского госуниверситета.
Напомним, что проект реализует Иркутский государственный университет и ИГОО Клуб молодых ученых "Альянс".
Тема первой публикации - «Художники-БАМу! Байкало-Амурская магистраль как источник вдохновения для мастеров отечественного изобразительного искусства». Автором лекции выступила кандидат исторических наук, доцент Высшей школы журналистики и медиапроизводства ИФИЯМ ИГУ, член союза художников России Яна Лисицина.
Тематика Байкало-Амурской магистрали в изобразительном искусстве мощно прозвучала в 1970-1980-е годы, когда осуществлялась ее постройка, и отразилась в живописных, графических и скульптурных произведениях советских художников, которые выезжали «на места», погружались в атмосферу строительства дороги, изучали ее специфику, окружающую среду, особенности жизни и быта строителей. Были созданы художественные произведения, представленные затем в экспозициях крупнейших выставок страны и пополнившие золотой фонд советского периода музейных собраний, в том числе Иркутского художественного музея имени В. П. Сукачева и Иркутского областного краеведческого музея имени Н. Н. Муравьева-Амурского.
В СССР была принята практика создания и экономической поддержки специальных творческих групп художников («творческих бригад»), которые приезжали на крупные объекты (стройки, предприятия, колхозы, совхозы и т.п.) для сбора творческого материала, просветительской работы, помощи в оформлении наглядной агитации. Целью являлась выработка творческого продукта: этюдов, зарисовок, графических листов и пр. в процессе погружения в рабочую среду.
Метод и механизм бригадной работы членов союза художников был выработан в течение десятилетий с 1920-х годов, с периода деятельности Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1970-е годы художниками было организовано четыре бригады: «Нефть Сибири», «Хлеб Сибири», «Энергетика Сибири», «Индустрия Сибири». Всего союзом художников РСФСР с апреля 1972 года по апрель 1973 года были созданы 42 бригады, в состав которых вошли более 500 художников.
Творческие командировки получили новый импульс и развитие в связи с активной разработкой бамовской темы, и в 1974 году подобные поездки активизировались. По итогам 1979 года 48 членов иркутского областного отделения союза художников РСФСР в составе нескольких бригад побывали на строительстве Байкало-Амурской магистрали: в Усть-Куте и Звездном, Нии-Грузинской и Магистральном, Улькане и Кунерме, Гранитном и Даване.
Вместе с первопроходцами-строителями БАМа шли художники, чтобы запечатлеть, сохранить и донести до грядущих поколений подвиг того времени, испытывая те же бытовые трудности и лишения, что и строители магистрали. В творческих командировках на БАМ побывали художники из Азербайджанской, Грузинской, Украинской и Узбекской республик, а также Чечено-Ингушетии. Строительство БАМа также посетили художники из Германии и Венгрии.
В мае 1978 года в Иркутск прибыла группа монгольских художников. С советской стороны в группу входили Анатолий Алексеев, Борис Бычков, Анатолий Костовский, Стефан Таранущенко. Руководителем группы был Виталий Рогаль. Международная группа работала на западном участке БАМа.
По результатам работы состоялось несколько крупных выставок.
«Художники о БАМе» - в ноябре 1978 года в Иркутском областном художественном музее было представлено 150 работ различных жанров.
«Мы строим БАМ» - республиканская выставка в Улан-Удэ в 1979 году. 960 художников выставили около двух тысяч работ, 184 из них – иркутские авторы.
Всероссийская художественная выставка «Художники Советской России – БАМу» состоялась в Чите в 1984-1985 годах.
В результате плодотворной работы на БАМе иркутские художники получили поощрения различного уровня. ЦК ВЛКСМ, министерство культуры РСФСР и союз художников РСФСР присудили первую премию Анатолию Алексееву за серию портретов строителей БАМа; вторую – Виталию Рогалю за серию пейзажей Байкало-Амурской магистрали; третью – Виталию Смагину за картины «БАМ шагает» и «На Даване». За серию литографий «Северо-Байкальский тоннель» Александр Муравьев стал лауреатом всесоюзной премии Ленинского комсомола (1979).
Тематика бамовских произведений обширна. Это тема труда, будней и праздников строительства, изображения техники, пейзажей индустриальных и традиционных, взаимоотношений людей, их быта, портретов, этнических мотивов.
Потомки наши будут благодарны нам за то, что художники нашего времени запечатлели и отразили в эпических образах великую созидательную деятельность строителей Байкала-Амурской магистрали. И поэтому все, что создано Иркутскими живописцами и графиками, имеет не только художественное, но и историческое значение, – завершила лекцию Яна Лисицина, процитировав отрывок из каталога «Художники о БАМе» (1980).
Кристина Судакова, ИГУ
Фото из архива Я. Лисициной
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!