Семьдесят девятый сезон Иркутской детской железной дороги
06 мая 2018
Детская железная дорога в Иркутске откроет свой семьдесят девятый летний сезон в День Победы, 9 мая. В этот день у здания вокзала на острове Юность пройдет митинг, после которого руководство Восточно-Сибирской железной дороги и ветераны почтят память выпускников Детской железной дороги, погибших в Великой Отечественной войне.
Также 9 мая состоится концерт, будет работать полевая кухня. Кроме того, организаторы впервые предложат "открытый микрофон", с помощью которого каждый желающий сможет прочесть стихотворение, посвященное Великой Отечественной войне, и получить за это сертификат с открытой датой на бесплатный проезд по Детской железной дороге.
Пресс-служба ВСЖД подтвердила, что 9 мая все поездки на поездах "Сибирячок" и "Юность" для всех пассажирова будут бесплатными.
И немного истории появления Детской железной дороги в Иркутске: в 1936 году юные транспортники мечтали о действующей модели дороги, мастерить которую начали в стенах Дворца пинеров. Но у них была и другая заветная мечта - иметь настоящую дорогу. В начале 1937 года коллектив Дворца пионеров и комсомольские организации паровозного депо, вагонного депо Иркутск - Пассажирский и Иркутск - Сортировочный, завода тяжелого машиностроения имени В. В. Куйбышева выступили с предложениями построить детскую железную дорогу. Эта инициатива была поддержана горкомом и обкомом ВЛКСМ, горисполкомом, управлением Восточно-Сибирской железной дороги и общественностью города. Весной того же года и началось ее строительство.
После работы на производстве, вечерами и в свои выходные дни, сотни комсомольцев брали ломы, лопаты, носилки, тачки и шли возводить путь и служебные здания дороги. Юля юных транспортников были заказаны железнодорожные костюмы, а пассажирская служба ВСЖД оборудовала по всем правилам кабинет начальника вокзала.
В те годы комсомольскую организацию области возглавлял Арон Генкин. К нему и направились юные мечтатели. Встретив приветливо, и доброжелательно отнесясь к просьбе, Генкин пообещал обратиться в областной комитет партии, обсудить просьбу с комсомольским активом, но прежде пообещал пожелание ребят передать начальнику Восточно-Сибирской дороги Михаилу Сычеву.
Штаб строительства возглавил директор Иркутского дворца пионеров и школьников, писатель Борис Костюковский. Его заместителем стал заведующий техническим отделом дворца К. Гончарук. На их плечи была возложена вся подготовительная и организационная работа по строительству и обеспечению его денежными, людскими и материальными ресурсами.
Сооружение дороги требовало капиталовложений, которых общественность города не имела. Штабом строительства было высказано предложение о сборе необходимых сумм денег за счет директорских фондов. Были составлены письма-обращения, и юные железнодорожники пошли к руководителям учреждений и предприятий, т.е. занимались фандрайзингом.
Не менее важным было создание материально-технической базы строительства. Здесь на помощь пришли ВСЖД, Лисихинский кирпичный завод, завод инертных материалов, Иркутский лесозавод, локомотивное депо станции Иркутск-Сортировочный, вагонное депо станции Иркутск-Пассажирский, Слюдянское паровозное депо, Иркутский завод тяжелого машиностроения им. В. В. Куйбышева и другие организации. Они выделили фонды кирпича, гравия, шпал и других необходимых строительных материалов, санитарно-технического и другого оборудования. Фонды создавались за счет субботников и сверхурочной работы комсомольцев, отцов и матерей.
Параллельно с созданием базы строительства вагонное депо Иркутск-Пассажирский разрабатывало и конструировало вагоны, создавало проекты дороги, станций, депо и других сооружений.
1 ноября 1939 года бюро Иркутского обкома ВКП (б) приняло решение об открытии Детской железной дороги, построенной на территории стадиона "Динамо".
За месяц до ее открытия на педсовете Дворца пионеров и школьников был утвержден командный состав дороги - начальник, его заместитель и начальники служб. Роман Атласов был назначен заместителем начальника дороги, Георгий Руденко - начальником паровозной службы, Евгений Смирнов - начальником службы связи, Юрий Кудрин - службы движения. Первыми начальниками ДЖД были назначены Валентина Александрова, а от юных железнодорожников - пионер, ученик 8 класса школы № 13 Борис Богоявленский.
Строительство дороги было закончено к 7 ноября 1939 года. Были подготовлено двухкилометровая дорога, изготовлены вагоны, паровоз "Компаунд" стоял под парами, юных железнодорожников надели в настоящую сшитую по мерке форму.
8 ноября 1939 года в 14.00 часов состоялось торжественное открытие Малой Восточно-Сибирской железной дороги, на котором присутствовало пять тысяч детей и трудящихся, представители городских организаций, работники Управления ВСЖД. Открытие дороги транслировалось по радио, в газете "За здоровую смену" напечатали фотографии юных специалистов. В присутствии представителей общественности города и области детская дорога была передана маленьким гражданам Иркутска.
Дорогу открыл Арон Генкин. Было зачитано обращение юных железнодорожников товарищу Сталину.
Генкин передал дорогу первым 114 юным железнодорожникам. Борис Богоявленский отдал рапорт о готовности Детской железной дороги Михаилу Сычеву, и паровоз с тремя вагонами под марш духового оркестра двинулся в свой первый рейс. В каждом вагоне было более 20 человек. За первый день поезд сделал пять рейсов, перевез почти 500 пассажиров.
Дорогу обслуживали 30 юных железнодорожников. Протяженность дороги между станциями Солнечная и Пионерская составляла 1 800 м. В 1941 году было закончено строительство паровозного депо, отопление всех зданий было печное. Центральная станция названа "Солнечной", депо присвоили имени Л. М. Кагановича, мост через протоку реки Ушаковки - Павлика Морозова. Дороге присвоено звание "Малая Восточно-Сибирская".
Приказом № 24 от 11 ноября 1939 года начальника ВСЖД Детская железная дорога в Иркутске была сдана в эксплуатацию.
Игрушечны первые вехи,
Легки верстовые столбы,
А это - влюбленность навеки,
А это - начало судьбы.
И сколько героев воспетых,
О ком говорим мы любя,
На маленькой станции этой,
Впервые открыли себя.
Марк Сергеев, выпускник Детской железной дороги
Фото из открытых источников и Иркипедии (архивные фотографии)
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!