Областничество как уникальное явление в истории Сибири

06 сентября 2023

В истории Сибири и Прибайкалья, в частности, периодически возникал вопрос: что такое Сибирь для России и Россия для Сибири?

Областничество - уникальное явление в истории Сибири

Среди сибирской интеллигенции были те, кто выступал за самостоятельное развитие региона. Несмотря на то, что люди не всегда знали друг друга лично, они выступали как единомышленники-областники.

Областничество было важным и уникальным явлением в истории Сибири. Это была система взглядов местной интеллигенции конца XIX - начала XX века на прошлое, настоящее и будущее края как части Российского государства. 

Областничество также было общественно-политическим и культурным движением, которое пыталось пропагандировать и реализовывать эти идеи на практике. Его возникновение и развитие было связано с экономическими, политическими и культурными факторами сибирской жизни.

Одним из основателей этого движения стали Николай Ядринцев и Григорий Потанин, которые обучались в Петербургском университете. Они создали сибирское студенческое землячество, которое объединило людей, охваченных мечтаниями об обновлении Сибири.

Члены землячества Серафим Шашков, Николай Наумов, Иннокентий Федоров-Омулевский активно путешествовали по Сибири, включая Прибайкалье и сопредельные территории, занимались исследованием края, чтением лекций и публикацией статей в местных газетах. Главной задачей областников было «переворот умов» в Сибири и «пополнение пустоты в сибирских головах».

Важным аспектом областничества было то, что все его члены были разночинцами, не принадлежали к потомственной дворянской, мещанской или крестьянской элите. Областники стремились к созданию новой интеллигенции, которая была бы связана с регионом и способствовала его развитию. 

Движение было важным и уникальным явлением в истории Сибири, которое пыталось пропагандировать и реализовывать свои идеи на практике.

Областники мечтали о самостоятельном развитии Сибири и были уверены в ее прекрасном будущем.

Потанин и Ядринцев продолжали интересоваться западными социальными и экономическими теориями до конца своих дней. Они упоминали в своих сочинениях и письмах западных авторов, как Пьер-Жозеф Прудон, Луи Блан, Анри Сен-Симон и других. Интерес к западным идеям был связан с необходимостью научного обоснования «сибирских вопросов».

Областники имели сложные отношения с православной церковью, так как они были политически настроены против религии и не признавали ее просветительскую роль в развитии земледелия и национальных территорий. Они не понимали важности создания церковно-приходских школ и проведения богослужения на местных языках, а также не уделяли достаточного внимания храмостроительству и деревянному строительству. Вместо этого они выделяли злоупотребления, которые допускали священнослужители.

«Негативная оценка политики имперской России по отношению к сибирским народам, в том числе и православию, дана в работах Ядринцева и Потанина, считавших, миссионерскую деятельность бесполезной и даже вредной. Тем не менее, ратовавшие за самоопределение сибирских народностей, «областники» признавали прогрессивную роль русского православного населения Сибири».

Ответная реакция не заставила себя долго ждать. Даже архиепископ Иннокентий Вениаминов, человек передовых взглядов, борец за открытие университета в Сибири, создатель азбуки якутов, боровшийся за открытие школ на национальных языках, так писал о судебных преследованиях областников (в письме протоиерею Дмитрию Хитрову 29 июля 1865 года):

«Новостей здесь добрых никаких, а худых не оберешься, например, теперь производится следствие в Омске о преднамеренном восстании или отделении Сибири от России… Главный коновод, некто Потанин, - в Омске, а здесь, в Иркутске, - Щукин (сын Щукина учителя), он давно уже увезен в Омск; недавно увезли туда и Щапова нашего, и то и дело что увозят туда то того, то другого; поговаривают, что едва ли не увезут и Стукова протоиерея. Загоскина обыскивали. Предполагалось по отделении Сибири от России устроить штаты на манер американских - смех и горе! Тому и другому есть основания - пока равносильные, а что будет впереди? - Бог знает. Нигилистов здесь тьма-тьмущая».

К 1917 году областничество достигло значительного прогресса в своей концепции территориальной самостоятельности Сибири, возглавляемой Сибирской областной думой, которая имела полномочия, аналогичные штатам в федеральной системе США. Однако, несмотря на многократные попытки областнического актива превратить свои идеи в практические действия и создать общесибирскую организацию, они не имели успеха. 

Единственными достижениями можно отметить открытие университета в Томске и введение судебных реформ в Сибири в конце XIX века. Тем не менее, областничество оказало положительное влияние на экономическую, политическую, научную и культурную жизнь Сибири.

По материалам очерков Льва Дамешека "Иркутск накануне и в 1917 году".

Фото Музей истории Иркутска

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также