Дизайнер из Братска Николай Шуляк: как я слетал на ЭКСПО в Дубай
07 января 2022
Известный дизайнер Николай Шуляк написал в своих соцсетях первую часть впечатлений о поездке на всемирную выставку ЭКСПО в Дубай.
Она открылась 1 октября 2021 года. ЭКСПО - первая масштабная выставка инноваций и технологий в Азиатском регионе, самое ожидаемое мероприятие международного уровня за прошедшие два года. Более 200 стран-участниц подготовили проекты, призванные поразить воображение посетителей и указать на тенденции развития экономики. “Объединяя умы, создаем будущее” - таков лозунг выставки. "Глаголу" показался текст интересным.
"За шесть полных дней прошёл 109 павильонов (всего их около 200), и собрал впечатлений, кажется, больше чем за два последних ковидных года.
Событие настолько масштабное, что даже непонятно как подступиться и собрать хоть какой-то рассказ о поездке. Либо ограничиться одной фразой: самое масштабное мероприятие, из всех, которые когда-либо видел. Либо попытаться написать несколько немного сумбурных постов с попыткой упорядочить увиденное. Хотя, явно описание феномена ЭКСПО заслуживает как минимум диссертации и не одной.
ЭКСПО - всемирная выставка, проходит раз в пять лет, начиная с 1851 года. И после каждой выставки остаётся какой-то культурные след мирового масштаба. К слову, Эйфелева башня, была построена к одной из таких выставок.
Первые выставки были посвящены, действительно, презентациям товаров и технологий. Затем в послевоенный период выставки превратились в площадки культурного обмена. А с конца XX века ЭКСПО как Олимпиада, только вид спорта всего один: национальный брендинг. Эдакая глобальная ярмарка национальных культурных, экономических и технологических достижений "за всё хорошее, против всего плохого".
Интересно смотреть не только на картинку (в случае с ЭКСПО - на павильоны), а пытаться считать посыл, стоящий за этой картинкой. Как страна хочет, чтобы её воспринимали из вне? Кто занимался кураторством павильона, и насколько цельным получился посыл? Есть ли негласное соперничество с другими странами и каков масштаб амбиций?
В таких самопрезентациях страны-участницы если и ограничены, то только своими амбициями и возможностями бюджетов. У кого-то получается школьный музей, а у кого-то высказывание мирового масштаба. И вот в поиске сильных "культурных высказываний" стран и кроется самое интересное для посетителей выставки. Для себя, я разделил все павильоны выставки на четыре концептуальные группы.
Первая группа: примитивные скучные павильоны без единого "высказывания" и по уровню организации уступающие провинциальному школьному музею. Так почти со всеми павильонами островных микрогосударств и бедных стран чёрной Африки.
Вторая группа: сложные, временами дорогие и интересные павильоны, но тоже без единого "высказывания". Экспозиция может быть организована хорошо в визуальном плане, но очень дробная, без центральной идеи, и напоминает скорее годовой отчёт министерства экономики и развития.
Закономерности по регионам нет, сюда можно отнести и павильон Китая, и, например, павильоны Италии, Украины, Белоруссии или Сербии.
Третья группа: простые и прямолинейные в высказывании, со стандартным набором "уникальностей" - красивая природа, добрые люди, пара-тройка знаковых открыточных достопримечательностей. Страны показывают то, чего от них все ожидают: Аргентина - футбол, Бразилия - пляжи, Колумбия - кофе и Ботеро, страны средней Азии - ковры. В этой группе почти вся Южная Америка, Восточная Европа, Средняя Азия.
Четвертая группа: попытка сделать высказывание сложным и иносказательным. В этой категории есть шедевры в визуальном плане и в плане изящности, и цельности идеи. Каждый из таких павильонов мог бы быть полноценным и заметным центром притяжения и самостоятельной достопримечательностью в любом городе мира. И, как пример, несколько интересных и неожиданных высказываний:
"Космическая сверхдержава Люксембург" - очень богатое микрогосударство, которое хотя бы в формате ЭКСПО хочет встать в один ряд с большими странами, показывая хорошие мультики о будущем и колонизации Марса.
Россия с экзистенциальными амбициями на роль мозга мира.
США, вызвавший странную ностальгию по походу с родителями в павильон "Космос" на ВДНХ в 1991-м.
Кувейт, который вообще забил на экологический тренд всей выставки и показал экспозицию чучел "жители нашей пустыни".
Потрясающе самобытные Марокко и Бахрейн, раскрывшие идентичность только языком архитектуры.
Изящные, но мёртвые павильоны Калатравы для ОАЭ и Катара. Они уже понимают важность формы, но пока не смогли наполнить её содержанием.
Дания как пример антивысказывания или самого экономичного павильона скорее просто для галочки "и мы были на ЭКСПО".
Германия с аж двумя огромными и дорогими павильонами, через которые считываются мягкие, но всё же сепаратистские настроения южных земель "немцы только мы, а остальные жители страны просто говорят по-немецки".
Неожиданный павильон Косово, который на время превратили в филиал национальной галереи Приштины, разместив собрание картин на тему балканских войн последних тридцати лет.
Продолжение следует.
Фото из соцсетей автора.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!