Культурную идентичность иркутских евреев в XIX-XX веках представили в Улан-Удэ

07 октября 2018

В Улан-Удэ прошла десятая международная научно-практическая конференция «Байкальские встречи. Культурная память и культурная идентичность в условиях глобализации». Данная конференция проходит раз в два года и объединят культурологов, искусствоведов, этнографов, историков, специалистов в области социологии, философии и филологии. 

С докладами выступили более 100 участников из 25 вузов и научно-исследовательских институтов Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерово, Барнаула, Челябинска, Екатеринбурга, Элисты, Кызыла, Симферополя, Мирного, Иркутска и Улан-Удэ, а также гости из Монгольского государственного университета культуры и искусств (Улан-Батор), университета Марии Кюри-Склодовской (Люблин) и Варшавского университета.

В ходе четырех секционных заседаний участники обсудили вопросы культурной памяти и самоопределения в многонациональном государстве. Были затронуты особенности процессов межкультурного взаимодействия народов-соседей, сотрудничество ученых и деятелей искусства.

Доцент кафедры геммологии ИРНИТУ Елена Берман выступила с докладом на тему сохранения культурной идентичности евреев Иркутска на рубеже XIX-XX веков в рамках секции «Культурно-историческая память: исследовательский опыт и современные подходы». Отметим, что Елена Берман преподает дисциплины «Ювелирное искусство» и «Культура древних народов мира». В сферу ее научных интересов также входит изучение жизни ученых и общественных деятелей Иркутска, внесших свой вклад в сохранение еврейской культуры в областном центре в конце XIX – начале XX века.

По словам Елены Берман, на рубеже XIX-XX веков в столице Приангарья сформировалась одна из крупнейших в России еврейских общин за «чертой постоянной оседлости». Иркутские евреи, находившиеся вдали от культурных и религиозных центров, рисковали «растворить» диаспору в многонациональной Сибири. Однако этого не произошло благодаря усилиям энтузиастов. Среди них были купец 1-й гильдии Яков Фризер, врачи Фаддей Юдалевич и Захарий Франк-Каменецкий – автор ценнейших научных трудов по офтальмологии. Особую роль в сохранении национальной еврейской культуры и развитии областного центра сыграли педагог Павел Шнейдерман, ссыльные этнограф и юрист Моисей Кроль, биолог Франц Шиллингер и другие. И, конечно, ни одно из культурных начинаний не обходилось без Соломона Хаимовича Бейлина. 

«Благодаря поддержке таких образованных людей, в Иркутске открывали филиалы общественных организаций, основанных в Санкт-Петербурге, и направленных на сохранение еврейского культурного наследия. В 1911 году в нашем городе появилось отделение Еврейского литературного общества, а спустя три года открылся филиал Общества для распространения просвещения между евреями в России. Активисты этой организации в 1916 году участвовали в совместных заседаниях культурно-просветительных учреждений и научных обществ по вопросу организации университета в Иркутске. В 1917 году в областном центре был основан филиал Еврейского литературно-художественного общества имени Леона Переца», - рассказала Елена Берман.

 Она добавила, что иркутская национальная община начала прошлого века была уникальна еще и тем, что в ее жизни впервые в истории еврейских сообществ России стали принимать активное участие образованные женщины - Шима Брегель, Юлия Помус и Мария Цукасова. Например, Юлия Помус с 1904 года длительное время заведовала еврейским женским бесплатным училищем в Иркутске, в котором обучались дочери крестьян.

В рамках форума состоялись две выставки, посвященные теме предметного мира народов Сибири и коллекциям научной литературы. В культурную программу мероприятия вошли экскурсии в Иволгинский и Ацагатский дацаны, дом-музей Агвана Доржиева и этнографический комплекс «Степной кочевник». В финальный день конференция переместилась в поселок Энхалук, где прошел круглый стол «Культурная память как междисциплинарная проблема».

По материалам Ольги Балабановой, ИРНИТУ

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также