Новости

далее...

Рекомендуем посетить

Концерт группы Чиж&Co.

6 июня в клубе-ресторане "Дикая Лошадь" вместе со своей группой выступит известный российский рок-иузыкант Сергей Чиграков
далее...

Нескучная жизнь

Владимир Демчиков: "Выживший": надеть медвежью шкуру и воскреснуть

Вышедший в прокат в России 7 января «Выживший» - фильм триумфатора прошлого года испанца А.Иньярриту (заметку о его оскароносном фильме 2014 года «Бердмэн» читайте в ближайшие дни на «Глаголе»).  Работа над фильмом была начата в 2001 году, но из-за разнообразных проблем растянулась более чем на 10 лет. Менялись предполагаемые актеры, режиссеры – а тут А.Иньярриту получил «Оскара» за копеечного «Бердмэна» (бюджет 18 млн.долл.), и ему было предложено снять многострадального «Выжившего». Фильм вышел в США ограниченным прокатом 25 декабря, а 8 января выходит в широкий прокат на 3374 экранах. На этот раз Иньярриту получил вполне приличный бюджет (первоначально предполагалось потратить 60 млн. долл., финальная сумма затрат 135 млн.), и ожидания сборов сейчас самые радужные. Тем более что фильм – про реального и вполне заметного персонажа американской истории, моряка, пирата, первопроходца и маунтинмена Хью Гласса. И в главной роли – сам Лео Ди Каприо, главный мученик «Оскара». Так что по сборам будет, скорее всего, полный шоколад. А фильм, между тем, получился неудачный.

Но сначала – о Хью Глассе (внимание, следующий абзац содержит спойлер, так как события фильма и биография героя перекликаются). Реальный Хью Гласс (1783-1833), потомок ирландских иммигрантов, успевший стать моряком, оказаться в пиратской шайке, сбежать оттуда, проплыв две мили в открытом море, пожить среди индейцев пауни и даже жениться там на индианке, принимал участие в экспедиции основателя «Меховой компании Скалистых гор» генерала Эшли (о ней как бы и идет речь в фильме). Он был настоящим первопроходцем, к тому же человеком «двух миров», научившимся у индейцев всему, что было необходимо для выживания. Во время экспедиции Эшли, в 1823 году на него напал медведь гризли, нанесший ему тяжелейшие раны. Подоспевшие товарищи убили медведя, когда Гласс уже потерял сознание. Руководитель отряда, уверенный, что Гласс умрет в течении дня-двух (помимо глубоких ран у него была сломана нога), ушел с отрядом, оставив с Глассом двух товарищей, Фицджеральда и Бриджера. Когда на пятый день Гласс все еще оставался жив, его товарищи, опасаясь индейцев арикара, с которыми у отряда Эшли был конфликт, оставили его, забрав все припасы и оружие, вырыв ему могилу и накрыв его медвежьей шкурой. Командиру они доложили, что Гласс умер. Но Гласс, очнувшись, со сломанной ногой и по большей части ползком преодолел около 320 км и добрался до ближайшего поселения. Его путь продолжался шесть недель. Собственно, поэтому фильм и назван The Revenant, что точнее было бы перевести не как «выживший», а как «вернувшийся с того света».

Иньярриту и другие авторы сценария добавили в эту историю один, но важный элемент – сына главного героя. И сняли картину не как байопик известного персонажа реальной истории, который был вынужден превратиться фактически в лесного зверя, чтобы выжить и добраться до людей, а как историю любящего отца. И в этой подмене жанра – мне кажется, главная неудача фильма. Ведь сама история Хью Гласса всем известна, финал фильма предсказуем, и напряжение (или интерес, назовите как угодно) должно возникать из чего-то другого: ну, хотя бы из невероятной сложности задачи, стоявшей перед  человеком в смертельной для любого из нас ситуации. Но эту задачу – создания напряжения – Иньярриту, мне кажется, так и не решил, сделав ставку на избитые приемы. Отношения героев с самого начала укладываются в банальные схемы, как и развитие истории. Например, в начале фильма неприятный человек, будущий предатель и убийца Фицджеральд спасает другого будущего предателя Бриджера и, тем самым, получает возможность им манипулировать. Гласс (Ди Каприо) в начале фильма слишком истерично заботится о сыне, и сразу становится понятно, что с сыном что-то непременно случится. В конце фильма Гласс с командиром вдвоем преследуют мерзавца – и эта финальная сцена сделана настолько банально, что ее развитие («кто кого убьет в начале и кто кого в конце») может быть предсказано любым зрителем, смотревшим десяток фильмов. Словом, большой бюджет превратил Иньярриту из виртуозного художника, умеющего работать с тонкими человеческими реакциями (см. «Бердмэна») в простого собирателя красивых, но скучноватых штампов. Ди Каприо, конечно, играет очень старательно, и вообще он совершенно не случайно жаловался, что съемки в фильме были кошмаром: у него в фильме много физически очень тяжелых сцен. Но фильм не стал байопиком реального Хью Гласса - для этого в нем слишком мало того «духа времени», в которое только и могли появляться такие люди. И при этом не стал кинодрамой, заставляющей переживать за киногероя  - для этого он слишком предсказуем и наполнен привычными и понятными поворотами и в сюжете, и в отношениях персонажей. Виртуозная работа оператора Э.Любецки (того самого, который год назад гениально снял «Бердмэна»), снявшего дикую американскую природу на пределе красивости – хоть и входила наверняка в замысел Иньярриту, но фактически выпала из него. Потому что все время отвлекаешься от происходящего на раздумья об окружающей героя прекрасной дикой природе.

Получается, что о фильме сказать особенно нечего: ни «Америки 20-х годов 19 века», ни глубокой человеческой драмы у Иньярриту снять не получилось. А получилось снять скроенную по старым шаблонам историю про «сильно чувствующего» и «волевого» Ди Каприо, с большим душевным подъемом играющего профессионального охотника. Он чуть не умер, столкнулся с мерзавцами, затем закутался в медвежью шкуру, пополз и дополз. Собственно, название фильма и является наиболее полным пересказом его содержания. Ну да, он выжил, и все такое. Ну вот еще природа красивая – есть на что посмотреть.