Новости

далее...

Рекомендуем посетить

21 марта: Новое в жизни НКО

Семинар, который нужен для каждой некоммерческой организации, пройдет в Доме Европы
далее...

Прямая речь

далее...

Среда обитания

Среда Петрова №9

Летом 1857 года в небольшом саксонском городе Видерау в семье немца-учителя приходской сельской школы Эйсснер родилась девочка, которую назвали Клара. Четырнадцать лет спустя, весной 1871-го, в городке Замосце в богатой семье польских евреев пятым ребенком в семье родилась дочь по имени Роза. В 1907 году 22-летний сын Клары Константин станет любовником 36-летней Розы, и Клара ненадолго разругается с Розой. Вскоре Константин бросит Розу, Клара разругается со вторым мужем Георгием, а двух женщин объединит горе и несчастье.

Как могли повлиять личные неприятности и заставить Клару выступить с инициативой о создании Международного женского дня, история умалчивает. Но события 160-летней давности (8 марта 1857 года сотни женщин в ряде американских городов вышли на демонстрацию, требуя представления им избирательных прав) так взбаламутили Клару Эйсснер, в то время уже Цеткин, что этот день многим не дает покоя до сего дня. В России этот день является первым праздником весны, сейчас уже не несет никакой идеологии и имеет традиции просто поздравлять женщин и дарить им подарки. Полвека Международный женский день является выходным днем, но 8 марта мы все-таки вспоминаем «виновниц» праздника.

Впервые 8 марта в Иркутске отмечали в 1921 году. Правда, это был Международный день работниц. Всех пригласили на митинг на площадь III Интернационала и в Знаменское, Маратовское и Городское Народные дома. В городе вывесили красные флаги, читали стихи Некрасова «Есть женщины в русских селеньях», а также декрет о правах женщин. У промышленного училища (биофак ИГУ) на импровизированной сцене демонстрировались «живые картинки» из жизни женщин – как они участвовали в революционных событиях, и какова их была тогда тяжелая доля.

Иркутянки отнеслись к собственным правам неоднозначно. Кто-то считал, что если им разрешили коротко подстричься, то это уже шик моды и свободы. Кто-то хотел учиться на водителя, слесаря, т.е. взглянуть на мужские профессии. Платить за меня в кино - женщину унизить!!! Такими были первые советские женщины. Но со временем и они поняли, что равными надо быть им только в гражданских правах, а вот во всем остальном – красоте, одежде, манерах - в этом женщины всегда были впереди и выше мужиков.

Лидия Тамм в своих «Записках» подробно описала женские наряды столетней давности. Нижнее белье шилось из тонкой белой ткани: батиста, мадеполама, в зимнее время – из бязи. Цветное белье носили только кокотки. Ткань должна была быть мягкой и уютной для тела. Вначале надевали нижнюю рубашку, которую украшали тонким кружевом. Рубашка заправлялась в панталоны. Панталоны имели широкий пояс и разрез, чтобы по необходимости не возиться с завязками. Завязки шились или из тесьмы, или из того же материала, что и панталоны. Внизу панталоны украшались прошвами и кружевами. Поверх рубашки надевался лифчик, он был длинным, до пояса, и застегивался впереди на многочисленные костяные или перламутровые пуговицы. С боков лифчика были выточки для бюста. Грудь должна была казаться высокой, но не выдавать округлостей. В моде были полные фигуры. Если Бог обидел, и женщина была тонкой, ей ничего не оставалось, как подкладывать нужных размеров подушечку. Потом в Иркутске в моду вошли платья – «татьянки» с широкими юбками и рукавами реглан. Но прежней популярностью пользовался и втачной рукав, состоящий из двух половинок. Он обтягивал руку и украшался вышивками. Подолы юбок обшивались специальной тесьмой, которая напоминала щетку.

Непременным атрибутом женщины-сибирячки была сумочка, которая специально подбиралась к платью: к вечернему – бисерная, шелковая; к повседневному – ридикюли круглой или квадратной формы. В моде были перчатки: лайковые до локтя или короткие, кружевные и трикотажные. А вот носить драгоценности в большом количестве считалось признаком дурного тона.

Двадцатые годы сильно изменили женщину. Женская мода стала очень напоминать мужскую. Красную косынку помните? Тогда, кстати, и платья не пользовались популярностью: женщины носили одинаковые юбки и широкие блузки с напуском, стянутые резинкой ниже пояса. Однако вскоре Советская власть уже позволила женщине расслабиться. Так появились х/бшные платьица, платья-сарафаны. А после выхода «Маленькой мамы» с Мэри Пикфорд даже до Иркутска пришло время носить шляпы и читать модные журналы.

На прошлой неделе клубу бальных танцев «Ностальгия», что существует при музее истории города Иркутска, исполнилось пять лет. Ирина Терновая подготовила несколько нарядных платьев, в которых не стыдно было появиться и в девятнадцатом веке – именно тогда вошли в моду была у иркутянок. Сохранились интересные моменты, как, например, местные дамы вшивали в каблучки колокольчики, звеневшие во время движения. До такого не могли додуматься столичные дамы.

А вообще, женщина – это красота. Она может управлять городом или областью, директорствовать в театре и музее, строить родильный дом, оперировать и учить, писать злободневные материалы и стоять за спиной шефа, чтобы подать вовремя необходимые документы. Именами женщин называют улицы.

Клара скончалась июньской ночью 1933 года. Ее последним словом было: «Роза…». Что-то таинственное было у этих двух женщин, имена которых мы уже почти не вспоминаем. А праздник пришелся по душе и женщинам, и, конечно, мужчинам. И пусть праздничным цветком стал тюльпан, роза все равно остается любимым цветком женщин.

Михаил Жванецкий как-то сказал: «Определить талант очень просто – вы смотрите, какая женщина возле него. Возле Пушкина, возле Высоцкого, возле Есенина. Потом вспоминаете, какая женщина была возле Брежнева, возле Хрущева, возле Сталина. Не было их у них! Все было у них, а этих людей у них не было! Вот я и говорю: ты сам такой, какая женщина возле тебя!»

Сегодня утром я позвонил маме, сестре, поцеловал жену и дочку, отправил с десяток смс-ок одноклассницам и коллегам, и понял, что среда Петрова не только праздная, но и полная. Надеюсь, что и у вас тоже…

                                                                                                              Алексей Петров

Фотографии с сайта МБУК "Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова"

08.03.2017