Сур-Харбан. Из истории праздника

08 июля 2018

За неделю до "Алтарганы" в Боханском районе прошел традиционный Сур-Харбан - бурятский спортивный народный праздник.

ирк

Наличие его в летнем календаре стало уже традицией. Когда зародился праздник, нам не известно, но есть факты, что он развивался из древних церемоний посвящения в воины. Голландцы видели что-то подобное у бурят под Верхнеудинском в 1680-х, когда писали, что буряты тренируют мальчиков, обстреливая их сначала тупыми, потом острыми стрелами. Если подросток погибал, то его родным выплачивалась анза, минуя русский суд. 

Уникальный материал о том, как проходил праздник в первые годы советской власти, собрал в местных архивах преподаватель школы из села Новоленино Осинского района Николай Хамгушкеев. "Глагол" публикует отрывки статьи из "Окружной правды" с незначительными сокращениями. 

История первая: праздник по инициативе ячейки ВКП и комсомольской ячейки проводился по заранее выработанной программе. Созывалось объединенное собрание, на котором присутствовали и беспартийные буряты. На собрании определяли дату праздника. Избиралась особая комиссия из пяти человек. Эти люди готовили доклады для выступлений, искали средства для выдачи премий и призов. Чаще всего это были добровольные пожертвования.

Исттрия вторая: программа празднования состояла из двух частей. В первой проводилось открытие, звучали доклады и приветствия. Во второй части проводились спортивные соревнования - прыжки, борьба, стрельба, а также пионерские выступления. Темы докладов были разными, но в обязательном порядке заслушивались выступления о международном положении, достижениях СССР в областях советского строительства, народного хозяйства, культурного роста страны.

История третья: каждый год в открытии принимали участие пионеры. Они проходили перед трибунами, пели революционные песни и выполняли, разбившись на звенья, ряд гимнастических упражнений. Затем начинались спортивные состязания, которые длились два дня.

История четвертая: местный кооператив приезжал на праздник с буфетом. Привозили сладости, чай и пиво. Интересно, что тарасун пить на Сур-Харбане не разрешалось. Многие семьи выставляли свои самовары на улицу и устраивали чаепитие.

История пятая: в соревнованиях по стрельбе из лука участвовало по 20-25 стрелков, их выдвигали улусы. Стреляли с расстояния 50 метров в мишень. Ею служил жгут соломы, имевший форму и размер городка. Все стреляли из одного лука (номо) и одними стрелами (годли), которые выдавала комиссия. Каждый из участников стрелял четыре раза. Победителем считался тот, кто дальше всех отбивал мишень. Из 20 человек в цель обычно попадали 6-7 человек.

История шестая: в национальной борьбе участие принимали 10 борцов. Вначале они, разбившись на пары, проверяли друг друга, применяя вольные приемы: захват обеими руками головы, подбивание ногой и другие. Весовых категорий не было. Победитель встречался с победителем другой пары до тех пор, пока не выигрывал у всех.

История седьмая: в конных бегах участвовало всего 5-6 лошадей, их из улусов отбирала комиссия. Наездниками были подростки 12-15 лет. Сидели без седла, обуви, шапок, но, по воспоминаниям очевидцев, довольные. Дистанция составляла 2,5 км. Лошадей на старт на счет «раз, два, три» подавали специальные люди. Секундомеров не было. Премию получали те, кто привел своих лошадей первой и второй.

История восьмая: интересно, что были пешие бега - с препятствием, и без - свободные. В свободных участвовали и мужчины, и женщины. Мужчины бежали 300, а женщины - 200 метров. Мужчине - победителю вручался пояс, а женщине - поднос или ковш. Бег с препятствием проводился на дистанцию 50 метров. Пробежать нужно было или с ложкой с яйцом в руках, или в мешке. В бегах с ложкой участвовали и взрослые, и дети. В качестве подарков давали значки с изображением вождей революции - Владимира Ленина, Льва Троцкого, Михаила Калинина.

История девятая: проводились прыжки в высоту и длину. Для прыжков в длину рыли специальный ров длиной 5,5 метра. Участники прыгали с разбега.

История десятая: заканчивался праздник постановкой пьесы революционного содержания. Ее проводили в народном доме, часто им служила бывшая церковь. В целом же празднование Сур-Харбана вносило большое оживление в монотонную жизнь Осинского района, имело большое культурное значение и обращало внимание населения на важные общественные проблемы.

                                     Николай Хамгушкеев, Окружная правда

Фото Иркипедия, ИА Сибирские новости

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также