Птичий спецназ: От кого и каким образом пернатые охраняют самолеты
08 августа 2023
Журналист Борис Слепнев рассказал, как 2 августа 2023 года в иркутском аэропорту борт столкнулся со стаей птиц.
На борту пассажирского лайнера находились 140 пассажиров, в том числе шестеро детей. Экипаж принял решение вернуться в порт для осмотра самолета. К счастью, никто не пострадал.
Пассажирский самолет в аэропорту Иркутска врезался в стаю птиц
По информации главы Росавиации Александра Нерадько, в период с января по май 2023 года количество столкновений воздушных судов с птицами, по сравнению с прошлым годом, выросло на 82%.

Оказывается, в защите нуждаются даже самые совершенные крылья современности, например, самолеты семейства Су, которым угрожают обыкновенные голуби, чайки и даже стрижи. Птица, залетевшая в воздухозаборник, способна вывести из строя истребитель. Повреждение, полученное во время столкновения на высокой скорости, сопоставимо с ущербом, нанесенным снарядом небольшого калибра. Поэтому в большом штате обслуживающего персонала Иркутского авиазавода особое место занимает группа орнитологического обеспечения полетов, которая оберегает стальные крылья от других крыльев, значительно меньших по размеру, но весьма опасных.

Возникает резонный вопрос: «Чем взлетно-посадочная полоса военного аэродрома приглянулась птицам?». Оказывается, над авиазаводом проходит зона миграции пернатых, в частности чаек, которые базируются в окрестных болотах, на берегах Иркута и Ангары. Всего здесь насчитывают более 100 видов птиц. Неподалеку находятся очистные сооружения и городская свалка. В районе Батарейной гнездятся серые журавли, круглый год – вороны, голуби. Птицы, в частности, чайки быстро переключаются на зеленую зону аэродрома, а в непогоду в холодное время – не прочь погреться на взлетной полосе.

Несанкционированные посиделки пернатых – головная боль орнитологов.
Чтобы отвадить птиц от режимного предприятия, сотрудники орнитологической службы придумывали различные приемы, в том числе, на первый взгляд, экстраординарные – с использованием снотворных и тошнотворных средств.

Один из сотрудников орнитологической группы рассказывал, что подобные методы хоть и могли показаться кому-то экстраординарными, на самом деле оказались одними из самых эффективных. Когда другие способы, в том числе такие дорогие, как разгон птиц с помощью вертолета, не срабатывали, работники выходили на поле с ведрышком мойвы, начиненной снотворным. Спустя некоторое время оставалось только собрать обездвиженных птиц. Окунув их в раствор зеленки, отвозили на другой край Иркутска. Бриллиантовая зелень помогала вычислить вернувшихся чаек. Эксперимент показал, что из более чем двухсот птиц вновь на полосу военного аэродрома возвращались лишь две три. Правда, по Иркутску поползли слухи, что у плотины ГЭС, появились… водоплавающие попугаи.

Тошнотворные препараты заставляли чаек спешно покинуть взлетку, чтобы очистить желудок где-нибудь на Ангаре. Впрочем, чайки быстро усвоили, что после потребления рыбы, доставшейся им подозрительно доступно, им становилось плохо, и впоследствии избегали халявной трапезы.
Когда эффект от медикаметозных схем снизился, орнитологи прибегли к более действенному методу - крылатым хищникам.
Орнитологическая служба обзавелась соколами-балобанами Феклой и Шерри; соколом-сапсаном Дульсинеей, осоедоем Соней, двумя неясытими длиннохвостыми – Софой и Клашей, а также филином Бубой и гусыней Нилей. На минуточку, Фекла и Шерри были из «птичьего спецназа», они прошли подготовку в авиаслужбе Московского соколиного центра. Обе – девочки, потому что они крупнее самцов, и, соответственно, страшнее для ворон. Софа и Клаша очень хорошо работали по ночам, прореживая популяцию ворон: вечером улетали, а утром возвращались сытыми, отказываясь от завтрака.

Однако, концентрация разнообразных хищников в одном месте чревата птичьими разборками. Рано или поздно птицы начинают выяснять отношения. Так и вышло, однажды филин Буба съел ворона Кору.
– По силе и активности филин и ворон примерно равнозначны, несмотря на разные калибры, – поясняют работники,– У филина ночью преимущество, поэтому на ночь в помещении, где жили Буба с Корой, всегда оставляли два ночника. Однажды напряжение скакнуло, лампочки перегорели, и Буба не упустил шанса, расправившись с оппонентом. Утром выяснилось, что Коры больше нет, Буба сидел довольный, на полу валялись черные перышки.
Постепенно орнитологическая группа перешла на звуковые и свето-шумовые эффекты.
Например, включают диск с записью голосов испуганных чаек. Неизвестно, каким путем записали данные звуки, но создалось впечатление, будто это были последние «слова» пернатых, как минимум перед расстрелом. Истошный ор перемежался с звуками ружейных выстрелов, так что мгновенно захотелось убраться, как можно дальше от этой кошмарной какофонии. Наверняка подобные чувства испытывали и птицы, спешно покидавшие взлетную полосу.

Из огромного количества птиц, обитающих в непосредственной близости от завода, орнитологическая группа не трогает лишь пустельгу, которая, сама того не подозревая, выступает добровольным помощником, охотясь на более мелких птиц, в частности, голубей. Три семейства соколообразных комфортно себя чувствуют, устроив гнезда у взлетной полосы.
Каждое утро орнитологи проезжают вдоль полосы, смотрят, где концентрируются птицы. Параллельно наблюдение ведется с вышки.
Сложнее всего, по словам специалистов, бороться со стрижами, которые, не реагируя на звуки, игнорируя даже пиротехнику, научились использовать восходящие потоки воздуха от работающих двигателей самолетов и вертолетов для охоты на всевозможных жуков и мотыльков. Не зря стрижей называют птицами воздушных стихий – они никогда не садятся на землю, любое приземление равняется практически смерти.
А орнитологам ничего не остается, как все время менять и чередовать методы отпугивания, чтобы птицы не привыкали.
Рано или поздно, гражданским аэропортам придется перенимать опыт по отпугиванию птиц от самолетов. И как показала практика, соколы, филины, ястребы, и даже гуси, гораздо эффективнее световых и шумовых установок.
Полный текст читайте на канале Бориса Слепнева Планета Сибирь. Фото автора.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!