Наталья Меркулова: Иркутск - город тепла и нежности
14 февраля 2019
Наталья Меркулова не стесняется своего прошлого. Это теперь она - известная московская звезда, режиссер фильма - победителя в номинации на лучшую женскую роль Венецианского международного кинофестиваля, спецприза жюри на международном кинофестивале в Эль-Гуне (Египет). Но у нее межгалактический круг общения и на вопрос: "Откуда вы?" - она неизменно отвечает: "Из Иркутска".
Редактор газеты "Иркутск" Екатерина Санжиева поговорила с Натальей, и "Глагол" с большим удовольствием публикует интервью с незначительными сокращениями.
- Существует мнение, что в режиссере должно быть много мужских гормонов, он должен быть жестким и уметь отстаивать свою точку зрения…
- Насчет гормонов не знаю. Трудно что-то утверждать. Думаю, режиссеру помогает многоликость, ведь приходится общаться с разными департаментами: где-то хитрить, где-то юлить, где-то кричать. В общем, занятная профессия, не скучная!
- А как появилась идея фильма "Человек, который удивил всех"? Как возник сюжет о неизлечимо больном человеке, который решил перевоплотиться в женщину, чтобы обмануть смерть?
- Я услышала эту историю лет десять - пятнадцать назад, когда еще жила в Иркутске. В какой-то деревне мужчина решил лечиться от онкологии путем переодеваний в женское платье. Кстати, в шаманизме считается, что если шаман умеет перевоплощаться из мужчины в женщину, это очень высокий уровень мастерства. Я рассказала эту историю Леше (Алексей Чупов, соавтор и любимый мужчина), и он удивился: "Почему же мы еще не написали об этом сценарий?". Сюжет его по-настоящему потряс.
- Как вы с Алексеем разделяете обязанности при работе над сценарием?
- У нас в паре основной писатель - Леша, а я больше "сниматель", больше занимаюсь режиссурой. Оценивая написанное, я была довольно взыскательна, поскольку знала быт и атмосферу сибирской деревни, где разворачивается действие. Сюжет ведь основан на моих детских воспоминаниях.
- Трудно ли снять фильм? Что нужно для его успеха - хорошая история, профессиональная команда, верный выбор актеров?..
- Необходимы все эти составляющие. Ну и, конечно, магия. Еще, по-моему, хорошее кино невозможно без доли эпатажа. Пусть фильм удивляет, встряхивает, заставляет зрителя проснуться, что-то переосмыслить. Эпатаж плюс хорошо рассказанная история - это и есть формула классного кино.
- Вы как-то сказали, что работаете в кино, каждый раз ощущая себя новичком, студенткой. Почему?
- Потому что когда выхожу в первые дни на съемочную площадку, передо мной вновь и вновь встает вопрос: "Где она, магия кино, получится ли в этот раз, смогу ли я справиться?". И каждый раз от этих мыслей пробегает холодок по коже…
- Скажите, при создании персонажей фильма вы подсматриваете их в жизни, списываете с кого-то из знакомых? Как появляется характер героя?
- Характеры возникают по-разному. Обычно это сборная солянка из нескольких людей.
- А что в человеке должно быть такого, чтобы вам захотелось с ним общаться? Или "перенести" в свою историю?
- Характер. Страстный или нордический. Но всегда выразительный. Это должен быть человек "про что-то". Мы с Лешей так же кастинг проводим для своих фильмов. Актер не может быть обычным. Мы ищем людей, которые одной своей внешностью уже рассказывают историю. А история эта может быть любого жанра - от комедии до триллера.
- Кстати, почему именно Евгения Цыганова выбрали на главную роль в "Человека, который удивил всех"?
- Мы упорно бежали от Евгения, но все равно к нему пришли. (Улыбается.) Именно Женя, по-моему, может держать на себе весь хронометраж. К тому же во второй части фильма его герой практически ничего не говорит. И еще мы искали мужчину, который по пластике идеально подошел бы к исполнительнице главной женской роли - Наталье Кудряшовой.
- Многие считают, что творческая среда в Москве жестока. Сложно ли было пробиться и утвердиться в кино, приехав из провинции?
- Любому выпускнику киновуза трудно: никто его не ждет с распростертыми объятиями. Это огромная проблема - отсутствие мостика между образованием и профессией. Три года после окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров я не могла найти проект и начать работать. На третий год у меня развилась серьезная депрессия. Я начала сомневаться в себе, в том, есть ли у меня талант…
В общем, если бы именно в этот период мы с Лешей не нашли финансирование для нашего сценария, то не знаю, чем бы все обернулось. Это было серьезное испытание, а я не из неженок. Можно понять продюсеров, которые не готовы доверить дебютантам большое кино, большой бюджет. Но наша профессия такова, что способности режиссера выясняются только на съемочной площадке.
- Вы как-то сказали, что, когда уезжали из Иркутска, не любили его. Изменилось ли ваше отношение к городу? С чем у вас ассоциируется Иркутск теперь?
- Действительно, когда уезжала, казалось, что мы с Иркутском не договорились, друг друга не приняли. Не сошлись характерами. А теперь это для меня родное место, теплое, нежное, солнечное. Иркутск теперь у меня ассоциируется с солнцем. Подумать только! Но в Москве действительно очень мало ясных дней. И потом, надо признать, что город сильно изменился. Стал более живым, что ли. Для меня его заново открыли потрясающие ребята - Юра Яшников, Саша Мерзлякова и Юля Бывшева, которые делают Байкальский фестиваль регионального кино. Такие люди создают питательную среду для самого города и его жителей. Я верю, что любая крутая инициатива держится на энергии конкретных личностей. У ребят получается без бюджетов вспахивать своей энергией пространство вокруг себя. Вот так и возникает магия.
- Есть ли у вас в Москве иркутский круг общения?
- В Москве круг общения у меня почти межгалактический. Общаюсь с людьми из всех регионов России. Но иркутский круг, конечно, есть - это Настя Дагаева, журналист и пилот самолета; Ирина Дугина, однокурсница, с которой мы жили в одной комнате в общаге ИГУ; Максим Баканович. Со многими снова встретились в Facebook. В Москве неожиданно возникла трепетная дружба с Яной Павлидис, в Иркутске мы были едва знакомы. Рада, что Москва нас свела.
- Как к вам приходит вдохновение? Что для этого необходимо: кофе, музыка, книга, любимый фильм? Вообще для режиссера вдохновение необходимо, или это, скажем, больше ремесло?
- Без вдохновения режиссеру никак нельзя. Киногруппа, как автомобиль: он может быть хоть «роллс-ройсом», но без бензина не поедет. Так вот режиссер - тот самый бензин. Нужно всех зарядить, настроить, вдохновить, чтобы привести в движение огромную съемочную группу - порядка ста человек. Нужно, чтобы каждый из этих ста мне поверил. А когда сижу один на один с компьютером, в дело идет и кофе, и шоколад, и вино.
- Вы интроверт или экстраверт?
- Я интроверт, хотя у меня случаются всплески экстравертности. Мне комфортно в одиночестве. Мы с Лешей на даче можем провести день, не встречаясь: он - на верхнем этаже, я - внизу.
- Как уживается эта интровертность с публичностью вашей работы?
- Иногда мне хочется танцевать на столах, и периодически я себе это позволяю. Обычно такое случается в честь окончания работы над фильмом. Но когда я на съемочной площадке, то все время нахожусь в центре этого маленького комьюнити. Дефицит общения возникает, когда полгода чахну за компьютером. Вот поэтому я не сценарист в чистом виде, для меня эта работа эмоционально тяжела. Когда получается чередовать сценарную деятельность и съемки - это для меня идеальный вариант.
- Есть ли книга, которую вы перечитывали несколько раз, пересматривали любимый фильм?
- Книги я никогда не перечитываю, только если это необходимо по работе. Вот Гоголя пришлось всего перечитать, когда писали сценарий для Гоголиады. Фильмы - другой разговор. Любимый - "Рассекая волны" Ларса фон Триера. Есть картины, которые укореняются в подсознании, остаются на молекулярном уровне - невозможно от них отделаться. Так и у меня с Триером. Видимо, он в свое время мощно повлиял на мое мироощущение, и теперь на все в жизни смотрю через пелену "триеровщины". В этом году я успела посмотреть и полюбить "Американскую милашку" Андреа Арнольд, "Экстаз" Гаспара Ноэ и "Пылающего" Ли Чхан Дона.
- Что вы обычно делаете в выходные? Есть ли у вас хобби?
- Иногда рисую. Но вообще я дачник - люблю что-то построить или поруководить стройкой. Я не очень музыкальный человек, хожу за компанию с Лешей в Дом музыки в основном на классические концерты: Алексей - ради удовольствия, а я - для ликвидации собственной безграмотности.
Екатерина Санжиева, газета "Иркутск"
"Глагол" надеется увидеть Наталью на международном фестивале КНИГАМАРТ, чтобы вручить ей статуэтку первой сибирской премии добротных дел "Глаголы иркутского времени" за победу в номинации "Расширять Иркутск".
Фото с официальной страницы Facebook
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!