Константин Куликов: кандалы каторжан как украшения для сибирских барышень XIX века
15 января 2024
Личности, желающие обогатиться за чужой счет, были всегда. В Сибири прошлых веков с ее купеческими караванами и многолюдными рынками, их также хватало.
Подделки, контрабанда, фальшивые монеты. Некоторым из них удавалось ходить по самому краю закона и не оступаться. Ловкачи сибирские. Несколько историй об аферистах разных мастей – о них сегодня рассказывает иркутский журналист Константин Куликов.
Эта немного странная по сегодняшним меркам мода возникла в период «Великих реформ» Александра II, начавшихся с отмены в 1861 году крепостного права. То было по-настоящему время кардинальных реформ в государстве – самоуправления, судов, образования и так далее. Поводом к ним стали давно назревшие социальные проблемы, народные волнения и активизация политических антиправительственных движений.
Кольца Чернышевского
В 1864 году этапом из Петербурга в Иркутск доставили осужденного на каторгу писателя и революционера Николая Чернышевского. В то время он был чрезвычайно популярен в среде современников своими демократическими и социалистическими идеями, особенно после выхода его романа «Что делать?».
Вскоре Чернышевского из Иркутска отправили на каторжные работы сначала на Усольский солеваренный завод, а затем в Забайкалье, на Нерчинскую каторгу. А иркутских барышень обуяла мода… на украшения из кандалов писателя.
Изготовление кандальных украшений в городе поставили на поток. Желающим приобрести такие аксессуары дамам по время покупки их прикатывали по размеру пальцев и запястий. Колечки «из кандалов Чернышевского» продавались тогда в городе по два и три рубля, а браслеты – от пяти до 12 рублей.
Конечно, на всех желающих кандалов Чернышевского не хватило бы, потому как спрос и объемы производства оказались значительными. Естественно, что за «кандалы Чернышевского» стали выдавали любой металл, который попадался ювелиру под руку. Кстати, до наших дней дошло несколько имен ювелиров, изготовлявших на заказ кольца, браслеты и даже подвески из кандалов заключенных.

Мода из Сибири
Традицию отливать памятные кольца придумали декабристы. Первыми украшения из своих кандалов сделали братья Бестужевы на каторге в Сибири, затем аналогичные кольца изготовили для своих жен князья Трубецкой и Волконский.
Сейчас одно из таких колец с позолотой, подаренное князем Сергеем Волконским своей жене Марии Николаевне после освобождения по амнистии Александра II, хранится в иркутском музее-усадьбе Волконских.

К середине 1870-х годов мода на украшения из кандалов добралась до Санкт-Петербурга и Москвы. С началом жесткой реакции правительства на различные политические движения многие столичные модницы стремились прийти на балы и светские рауты именно в украшениях, сделанных иркутскими ювелирами из кандалов знаменитых арестантов.
Ювелиры и железо
По мнению профессора ювелирного дизайна и технологии ИРНИТУ Раисы Лобацкой, со второй половины XIX века в Иркутске наблюдалось увядание некогда развитого ювелирного искусства. Причина была в том, что главный тогда заказчик на рынке – церковь – перестала заказывать местным мастерам драгоценные оклады, так как стала получать печатные иконы из Москвы. И все иркутские ювелиры остро нуждались в работе.
Вот именно при таких обстоятельствах и было налажено производство «кандальных гарнитуров». Полиция закрывала глаза на такое производство, так как какого-либо криминала в этом не усматривалось. Тем более, что часто реальные кандалы в производстве украшений не использовались.
Вообще, в Иркутске в то время насчитывалось около 25 ювелирных семейных кланов – Фереферовы, Серебряниковы, Тугольковы, Пандерины, Клестовы, Чертковы, Кузнецовы и т.п. Но к началу ХХ века в городе осталась только одна крупная ювелирная фирма Гольдберга, которая располагалась на улице Пестеревской (ныне Урицкого).
По оценке магазина Гольдберга, только за 1889 год, когда мода на кандальные украшения начала спадать, чугунных колечек и браслетов с позолотой в общей сложности было продано на сумму около 50 тысяч рублей.

Фальшивые сибирские монеты
Но если городские ювелиры изготовляли чугунные украшения, не вызывавшие у полиции и таможни никого интереса, тот за пределами Иркутска находились умельцы, которые подделывали вполне реальные монеты с профилями венценосных особ – Николая II, Екатерины II, австрийского императора Франца Иосифа.
Для местных бурят такие монеты были дороже бриллиантов, поскольку, согласно поверию, в сочетании с кораллами они помогали отгонять злых духов. Спросом пользовались серебряные монеты. Например, поддельная серебряная монета с Екатериной Великой второй половины 1770-х стоила и стоит намного дороже, чем оригиналы дореволюционного периода.
Золотые монеты на местном сибирском рынке пользовались значительно меньшим предпочтением, поэтому и подделывались практически в штучном количестве. Самой ходовой для шаманских или свадебных церемоний была монета «Сибирского царства» - 10 копеек 1778 года. У этой монеты, да и вообще у сибирских денег (был такой период в XVIII веке, когда для Сибири чеканились отдельные деньги) необычное для российских монет оформление: два грациозных соболя держат щит с обозначением номинала монеты, а на обороте в обрамлении отчеканен вензель императрицы.
Сибирские медные деньги начали выпускать в 1763 года шестью номиналами – от полушки до 10 копеек. На первых монетах имелся гурт (ребро монеты) с надписью «Колыванская медь» с добавлением растительного орнамента. Были и свои нюансы, связанные с вензелем и правописанием некоторых букв. В те времена так боролись с подделками.

Но фальшивомонетчики, проживавшие в притрактовых деревнях Иркутской губернии и Забайкалья всего этого не знали, поэтому изготовляли монеты как придется, с отклонениями от оригинала.
Однако это не мешало сбыту поддельных монет. По самым скромным оценкам, только в пореформенный период – с момента отмены крепостного права в 1861 году – сибирские мужики кустарным способом изготовили фальшивых монет «Сибирского царства» на общую сумму 100 тысяч рублей. Огромные по тем временам деньги.
Особа с криминальными наклонностями
Наша сибирская Кармен, скорее всего, специализировалась на подобных мошенничествах – подаче заявок для получения товарного знака, где обыгрывалась та или иная известная марка продукции. А поскольку заявку подавала женщина, к ней меньше всего возникало претензий и подозрений. Чем видимо и пользовались ее нечистые на руку заказчики.
Известно, что также среди сомнительных достижений сибирской Кармен была дружба с грузинскими анархистами, сосланными или по доброй воле перебравшимися в Иркутск в 1900-х годах. Кроме этого, несколько скандалов с заявками на торговые знаки для местных коммерсантов и попытка заключения поддельного контракта якобы от имени торгового дома купца Чурина на товары, относящиеся к женским аксессуарам.
Еще девица была известна в кругах юнкерской молодежи, как страстная поборница сибирской автономии. По понятным причинам уже через месяц работы местный девичий институт отказался от ее преподавательских услуг. В то время такое поведение не поощрялось, так как сибирячки традиционно были домовиты и скромны.
Известный общественный деятель и исследователь Сибири Николай Ядринцев писал:
«В обществе женщина является отдельно, ее избегают мужчины из чувства приличия, чтоб не привлечь ревности ея властителей, и она находится только в среде своего пола. Она сидит безмолвною, набеленная и нарумяненная, как бы ни был хорош цвет ея лица, изукрашенная дорогими, жемчужными и бриллиантовыми ожерельями, не смея поднять глаз, не смея двигаться. Покорная прислужница, безмолвная раба, она трепещет пред взглядом своего господина, чтобы не навлечь его подозрения. Этот вид униженной женщины всегда кидался в глаза европейцам, посещавшим Сибирь».
Естественно, что наша героиня выделялась из этого ряда представительниц слабого пола, чем вызвала немало возмущений и, в конце концов, была выслана из губернии. Вот такие истории происходили в нашем городе сто и более лет назад.
Полный текст читайте на канале Константина Куликова Иркмотор.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!