Николай Аксененко - от начальника станции Нижнеудинск до преемника Ельцина

15 марта 2024

15 марта 2024 года исполнилось бы 75 лет Николаю Емельяновичу Аксёненко.

аксененко

Николай Емельянович Аксененко родился 15 марта 1949 года в Новосибирской области, небольшом селе Новоалександровка Болотнинского района. Семья была большая - Коля был одиннадцатым, последним, ребенком. Отец - железнодорожник, поэтому с профессией все было понятно сразу. мама - домохозяйка. 

Когда Николаю исполнилось два года, семья переехала в районный центр Мошково. Он быстро научился читатбь и писать, поэтому в шесть лет Николая отправили в школу. Учился хорошо, занимался футболом и боксом.

В 1966 году окончил школу и решил поступить в Новосибирский электротехнический институт, но провалил экзамены. Пошел работать на Новосибирский авиационный завод слесарем-сборщиком. Через год поступил в местный железнодорожный институт на инженера путей сообщений.

Студентом вступил в партию, занимался спортом, женился. 

В 1972 году окончил институт и получил распределение в Иркутскую область. Сначала дежурный на станции Вихоревка и Нижнеудинск, но карьера быстро пошла.

В 1974 году 25-летний Аксененко - начальник станции Нижнеудинск ВСЖД (верхнее фото тех времен).  Здесь по его инициативе было построено новое двухэтажное здание конторы станции, санитарно-бытовой корпус. После работы играл за нижнеудинскую футбольную команду «Локомотив». 

Аксененко был трудоголиком - его рабочий день начинался в 7 утра, а заканчивался ближе к ночи. Совещания Аксененко длились не больше 35 минут, а выходя с них, каждый понимал, что нужно делать и куда идти.

1978-1979 - начальник станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги, что в Воронежской области.

С 1979 - заместитель начальника, затем начальник отдела движения Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги. 

Затем Аксененко перебросили на Октябрьскую железную дорогу. 1984-1985 - заместитель начальника Мурманского отделения, 1985-1986 - начальник Ленинград-Финляндского отделения, 1986-1991 - заместитель начальника дороги, 1991-1994 - главный экономист, первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги.

С 1994 года - заместитель министра, 1996 - первый заместитель министра, с 15 апреля 1997 года - министр путей сообщения России.

С 19 мая 1999 года - заместитель председателя правительства РФ, хотя еще за несколько дней до назначения премьером Сергея Степашина именно Аксененко рассматривали на этот пост. 

На фото из открытых источников: Николай Аксененко и Сергей Степашин.

Ельцин видел в Аксененко потенциального кандидата на пост президента страны, однако против его кандидатуры выступил Анатолий Чубайс. Известна история, что Татьяна Дьяченко звонила Аксененко, когда готовился указ об его назначении, с предложением «открывать шампанское», но тот указ был переписан. 

С 16 сентября 1999 года - министр путей сообщения, заместитель председателя правительства РФ в правительстве Владимира Путина, и несколько дней даже исполнял обязанности премьера, когда Путин улетал в Новую Зеландию.

С 31 мая 1999 по 18 января 2000 года - руководитель комиссии правительства РФ по оперативным вопросам.

После отставки Бориса Ельцина покинул пост вице-премьера, остался министром путей сообщения. В 2002 году ушел в отставку из-за открытого дела по превышении должностных полномочий и нецелевом использовании прибыли железнодорожных предприятий. Позднее чиновники рассказывали, что превышения не было, а т.н. нецелевка была связана с благотворительностью. 

Поскольку к тому времени Николай Емельянович был серьезно болен, то все дела почти закрылись, и ему разрешили выехать за границу на лечение. Он скончался 20 июля 2005 года от лейкемии в немецкой клинике. В одной из операций донором выступал сын Рустам, родившийся в 1974 году в Нижнеудинске, но это не спасло отца. 

В период его работы на всех должностях много сделал для развития железнодорожного транспорта. Аксененко при любой возможности посещал Нижнеудинск, город, где прошло становление его как специалиста-железнодорожника, всегда интересовался тем, как живет и работает нижнеудинская часть этого большого хозяйства.

До конца дней он считал себя сибиряком, и как рассказывал один из высокопоставленных чиновников,  своим сибирским ребячеством он создавал себе врагов на пустом месте. Одной своей фразой «Мне в правительстве до всего есть дело» он настроил против себя половину правительства. Однако большинство уверено, что именно Аксененко заложил фундамент для сегодняшнего РЖД. 

На фото из фондов Нижнеудинского музея: Николай Аксененко при осмотре депо станции Нижнеудинск. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также