Бывший начальник ВСЖД Геннадий Комаров отметил свое 80-летие
15 июня 2021
История Иркутской области знает многих сильных руководителей. В летопись славных дел по праву вписано и имя бывшего начальника Восточно-Сибирской железной дороги, почетного гражданина Иркутской области Геннадия Павловича Комарова.
2 июня ему исполнилось 80 лет.
Для ВСЖД тот факт, что за 20 с небольшим лет работы Комарова начальником Тайшетского и Иркутского отделений, первым заместителем начальника, а затем начальником дороги ее коллектив много раз становился победителем отраслевого соревнования. Магистраль по праву называют испытательным полигоном новой техники и технологий, кузницей руководящих кадров для других дорог, бывшего МПС и созданного ОАО «РЖД». Она имеет высший рейтинг среди других дорог, включена в «Золотую книгу России- 2000», а также получила Золотую корону «Российского национального Олимпа».
До сих пор вспоминает Геннадий Павлович период с начала и до конца 80-х как один из самых сложных и в то же время самых интересных в своей биографии. Станция Иркутск-Сортировочный – одна из крупнейших не только за Уралом, но и в стране. Поезда через нее шли сплошным потоком. Не успевали отправить один грузовой, как подходили два новых. Она задыхалась от перегрузки.
Начальник дороги Цинцадзе требовал от нового руководителя Иркутского отделения найти резервы увеличения пропуска грузопотоков. Огромная работа и наметившиеся перспективы только подстегивали Комарова, отвечали его темпераменту. Он не скрывал перед коллегами, что не хватает времени на внимание семье, что приходится дневать и ночевать в кабинете, на станциях, в локомотивных и вагонных депо: ни отпусков, ни выходных. Частыми гостями и советчиками начальнику отделения были заместители министра путей сообщения, главный инженер дороги Лев Яковлевич Финкельштейн и, конечно же, его подчиненные, которые словно помолодели, подтянулись и вдохновились энергией руководителя и желанием работать.
А в самого Комарова словно влились новые силы, когда через два месяца после назначения начальником отделения в 1981 году в мае пришло правительственное постановление о его награждении «Знаком Почета» за достигнутые успехи в выполнении заданий десятого пятилетнего плана перевозок и социалистических обязательств.
Комаров продолжал совершенствовать систему грузовых потоков через маршруты отделения. Неслучайно московские «светила», изучив грузовую работу на станции Иркутск-Сортировочный – схемы, технологи отгрузки и выгрузки, потоки поездов, развоз местного груза, распределение вагонов – уважительно называли Геннадия Павловича академиком.
Он был горд своим коллективом. Усилиями специалистов, непосредственных исполнителей преобразились сами станции, были реализованы многие технические задумки, увеличились скорости и пропускные способности на отделении.
Природная неуемность, стремление объять необъятное не давали покоя Геннадию Павловичу, назначенному в сентябре 1988 года начальником дороги, становились его болью и гордостью. Если возить грузы – то загружать вагон «с шапочкой», если строить жилые дома для железнодорожников – то больше всех на сети, если участвовать в конкурсе профессионального мастерства – то в победителях должны быть сибиряки, если издавать газету – то самую интересную, окупаемую и самым большим тиражом среди других дорог. Если ремонтировать Детскую железную дорогу, вкладывать в нее деньги – то ее воспитанники должны возвращаться со смотров с дипломами и медалями. Чтобы гордость дороги – Иркутский университет путей сообщения всегда был на высоте. И так во всем.
В список своих достижений Геннадий Комаров с полным правом может внести улучшение состояния социальной сферы – образовательных учреждений, объектов культуры и спорта, строительство жилья. Такое не забывается. Как не забывается и то, как во время продовольственного дефицита в стране и области железнодорожные столовые, школы-интернаты, детские дошкольные учреждения получали дополнительно молоко и мясо из своих совхозов и подсобных сельских хозяйств.
Он был активным сторонником строительства жилья хозяйственным способом. Дополнительно многие сотни работников дороги в больших городах и на маленьких станциях получили новые квартиры. Сегодня трудно поверить, что на ВСЖД каждый год сдавалось больше 100 тысяч квадратных метров жилой площади. Была поставлена задача: к 2000 году бесплатную квартиру должна иметь каждая семья железнодорожника, но новые реалии конца 80-90-х не дали выполнить намеченные грандиозные планы.
Поистине титаническая работа была осуществлена по вводу объектов капитального строительства, реконструкции предприятий. Особой гордостью для Комарова и всего коллектива дороги стало завершение строительства мощнейшего индустриального предприятия с современным технологическим оборудованием – завода по ремонту цистерн в Нижнеудинске, которое должно было обеспечить ремонтом этого вида подвижного состава не только Восточно-Сибирскую магистраль, но и соседние дороги.
Он максималист, для которого не было преград, если видел впереди перспективу. А потому именно на ВСЖД первыми отрабатывались новые технологии, первыми в МПС испытывались только что сошедшие с конвейера электровозы последних серий, внедрялась компьютерная техника, волоконно-оптическая связь, создавался центр управления перевозками…
Геннадий Павлович возглавлял Восточно-Сибирскую дорогу в течение 12 лет, до 2000 года. Во многом от его жизненных принципов и видения перспективы зависело будущее ВСЖД. Переход на рыночную экономику потребовал неординарных шагов, жестких мер, оптимизации работы, связанной с высвобождением части контингента. Как результат – удалось повысить основные показатели работы, особенно грузооборот и в итоге не только сохранить, но и повысить заработную плату железнодорожникам.
Он много сделал для Иркутской области и Республики Бурятии, участвовал в разных проектах министерства путей сообщения, а затем ОАО «РЖД». Многие проекты технического перевооружения магистрали, ее электрификация и другие значимые события вошли в историю всего отечественного и международного транспорта.
Распоряжение правительства о назначении Комарова начальником Октябрьской железной дороги и в Иркутске, и на самых дальних линейных станциях было встречено всплеском эмоций большинства железнодорожников, так как затрагивало судьбы, сердца и души многих работников дороги, проработавших с ним десятки лет. Горчинка сменилась радостью, когда министр путей сообщения Николай Аксененко сказал, что только сибиряк, такой руководитель, как Комаров, вместе с рядом своих заместителей и специалистов сможет реализовать сложные технические проекты в рамках подготовки к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. Была гордость за сибиряка, который, по мнению министра, должен наладить пошатнувшиеся дела на Октябрьской магистрали.
В 2001–2002 годах Владимир Путин под личным контролем держал работу по расширению портовых комплексов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Значительно расширились транспортные коридоры на линии «Север – Юг». В Иран и Турцию пошли дополнительно десятки миллионов тонн грузов через Россию из Северной Европы.
Комаровым и его командой было выполнено задание МПС, правительства России, самого президента по увеличению пропускной способности дороги, ее технической оснащенности, совершенствованию технологических процессов.
Как и на ВСЖД, Комарову удалось добиться улучшения условий труда, повышения уровня заработной платы, решить многие вопросы социальной защищенности тружеников Октябрьской магистрали.
После выхода на заслуженный отдых он не остался в северной столице, хотя и предлагалась ему интересная и ответственная работа. Милее ему родной Иркутск, его люди, красавица Ангара, даже суровая сибирская природа, которая покоряет первозданной красотой. Здесь ему интересно работать в совете старейшин, помогать дальнейшему развитию родной магистрали. Мало ли найдется дел этому неугомонному, жадному до всего нового человеку, основой которого были и остаются кадровая закалка, смелость и мудрость профессионала брать на себя ответственность за принятое решение.
Евгений Деркач, почетный железнодорожник, еженедельник Мои года
Фото Александра Иванова
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!