Из истории иркутских памятников авиации

15 августа 2019

История Иркутска и Восточной Сибири неразрывно связана с воздухоплаванием и авиацией.

самолет

Авиационные памятники в виде монументов, стел, мемориалов и установленных на постаменты самолетов всегда украшали облик регионального центра и других городов Иркутской области. Это дань подвигу, с которым неразрывно связано понятие авиации, и выражение благодарности авиаторам за их вклад в созидание и развитие Восточной Сибири. 

Журналист еженедельника "СМ-Номер один" Андрей Коршунов рассказал о памятниках, связанных с авиацией в Иркутске. "Глагол" публикует текст с незначительными сокращениями. 

Первый памятник, посвященный авиации, появился в Иркутске в начале 1930-х годов. Это черный обелиск с укрепленным на нем винтом самолета на могиле советских летчиков-пионеров Отто Кальвицы и Франца Леонгардта. Обелиск был установлен у входа на территорию Иерусалимского кладбища рядом с братским захоронением красноармейцев, погибших в борьбе за советскую власть. Сейчас памятник летчикам входит в комплекс объектов мемориального комплекса "Иерусалимская гора".

Пилот Кальвица и бортмеханик Леонгардт - одни из первых советских полярных летчиков. В 1929 году они совершили первый зимний рейс по сложнейшей и самой в то время протяженной в мире гидроавиатрассе Иркутск - Якутск. В марте 1930 года погибли в авиакатастрофе. Обелиск, установленный на их могиле, - это единственный иркутский памятник титанической эпохе первоначального авиационного освоения огромных сибирских просторов.

Первый в Иркутске мемориал, посвященный Великой Отечественной войне, был авиационным. К годовщине Победы на стадионе авиазавода соорудили высокий постамент, на который установили бомбардировщик Пе-2. Этот один из самых массовых советских военных самолетов, который серийно выпускался на Иркутском авиазаводе в 1941-1943 годах. Всего в Иркутске было изготовлено и отправлено на фронт более 700 Пе-2 и модификаций. Но в качестве памятника Пе-2 прослужил недолго. В начале 1950-х годов авиазавод посетила представительная комиссия. Обнаружив установленный Пе-2, члены комиссии решили, что самолет демаскирует авиационное производство. Памятник предписали убрать, что и было исполнено.

1950-70-е годы были временем научно-технического прогресса. Символами той эпохи стали два Ил-14, установленные в первой половине 1960-х в только что оборудованных новых парковых зонах возле Иркутского водохранилища на улице Якоби и на острове Юность (бывший Малый Конный). На Якоби самолет находился на площадке рядом с клубом и большими качелями-лодочками. Одно время в нем размещался детский кинотеатр. А на острове Юность Ил-14 стоял примерно в том месте, где позже была оборудована летняя танцевальная площадка. На Юности самолет простоял всего несколько лет, а на Якоби - около двадцати лет, но в начале 1980-х годов он был демонтирован.

В 1979 году усилиями работников авиаотрядов в Иркутске был заложен парк Авиаторов. Он располагался между современным кольцеобразным перекрестком на Байкальской и началом объездной дороги вокруг Солнечного. Украшением парка стал водруженный на постамент легендарный Ту-104 - первый отечественный реактивный самолет. Носом он был развернут в сторону ГЭС, так что казалось, что вот-вот самолет оторвется от невидимой взлетной полосы и взлетит над плотиной.

Через несколько лет самолет-памятник сгорел в результате неосторожного обращения с огнем. Также недолго прослужил в этом качестве Ту-104, установленный в детском лагере на 21 км Байкальского тракта. Еще в Иркутске в середине 1980-х в качестве памятника был размещен реактивный Ту-124. Его установили в Иркутске-II. В девяностые в нем размещался видеосалон. В 2010 году его демонтировали.

К Иркутску имеет прямое отношение авиапамятник Ту-104 в аэропорту Внуково. Это тот самый первый Ту-104, выполнивший 15 сентября 1956 года первый рейс из Москвы в Иркутск. Тем перелетом было положено начало реактивной эре в гражданской авиации.

Еще один реактивный самолет-памятник находится в Усть-Илимске. Это чешский учебный самолет L-29. Он был популярен в 1960-70-е в странах Варшавского договора. В качестве мемориала в Усть-Илимске он установлен на частные средства.

В районных центрах Иркутской области в качестве памятников в основном использовали небольшие воздушные суда. Например, самолет Як-40 - первый в мире турбореактивный самолет для эксплуатации на линиях местного значения. В свое время он совершил революцию в отечественной региональной авиации, прославившись неприхотливостью и надежностью. Сейчас один из этих самолетов закреплен на постаменте на привокзальной площади аэропорта Братск. А еще один находится в детском парке у ДК в Усть-Илимске. Именно в этих городах Як-40 был особенно востребован.

Настоящий авиамузей местных линий создали в аэропорту Нижнеудинск. Там на привокзальной площади установлены самолет L-410 и вертолеты Ми-4 и Ми-2. 

В Иркутске в качестве памятника также был установлен вертолет Ми-4, который находился в парке Комсомольский. В 2004 году внутри вертолета случился пожар, и его демонтировали.

В Иркутском ЦПКиО с 1957 года до середины 1980-х годов действовала 25-метровая парашютная вышка. А рядом с ней летный аттракцион "Мертвая петля" - два самолета типа И-16, вращающихся с большой скоростью по вертикальному кругу. Парашютная вышка высотой 47 метров действовала в этом же парке в 1938-1950 годах. Еще в Иркутске существовали две ведомственные вышки: с 1934 года - при авиазаводе, а с 1936-го - и при школе авиамехаников (впоследствии ИВАТУ).

Первым военным авиапамятником в Иркутске, не связанным с Великой Отечественной войной, стал реактивный бомбардировщик Як-28. Он установлен на высоком постаменте перед проходными авиазавода. Днем открытия монумента стало 10 августа 1982 года — день 50-летия завода.

Целая группа военных самолетов украшает территорию бывшего ИВВАИУ. Первый из них - истребитель МиГ-21бис - установлен в честь 60-летия образования училища в 1991 году. Этот самолет был самым массовым сверхзвуковым самолетом в мировой истории. МиГ-21 был специально оборудован для применения ядерных боеприпасов, и всего было таких семь самолетов. Иркутский МиГ-21бис, прежде чем попасть в ИВВАИУ, служил в Монголии.

МиГ-23 был размещен на территории ИВВАИУ в 1996 году. На своем месте он простоял 20 лет. В 2017 году его передали Центру патриотического воспитания молодежи "Патриот", на главном плацу которого он сейчас установлен.

Еще один юбилей ИВВАИУ отметил водружением на постамент у центрального КПП истребителя четвертого поколения МиГ-29. Это произошло в 2006 году. Через три года училище расформировали, а памятник до сих пор напоминает о славном прошлом военного вуза. Также историю иркутских боевых самолетов-памятников дополняют МиГ-17, некоторое время в 1980-х годах размещавшийся во внутреннем дворе авиационного техникума, и МиГ-19, украшавший стадион политехнического университета.

Военный самолет - сверхзвуковой истребитель МиГ-17 - установлен в Братске напротив мемориала Славы вместе с танком Т-34 в честь 35-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Предпринималась попытка установить в качестве авиапамятника в Братске военный Ту-124. Он находился на балансе 350-го истребительного авиаполка, который в то время базировался на территории местного аэропорта. После вывода в 1987 году Ту-124 из эксплуатации один самолет передали на вечную стоянку в город. Но во время установочных работ при буксировке сильно повредили его крылья. Поэтому самолет устанавливать не стали.

Зато другой Ту-124 350-го авиаполка был размещен рядом со школой № 1 в поселке Михайловка. Этот самолет штатно совершил последний полет на авиабазу Белая, был отбуксирован в Михайловку и водружен на вечную стоянку. Простояв около десяти лет, был утилизирован.

С темой иркутской военной авиации связан действующий стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 с номером 01, на борт которого нанесено название города "Иркутск". Это имя было присвоено самолету 1 ноября 2000 года.

К иркутским памятникам, связанным с военной авиацией, стоит отнести и бюст дважды Героя Советского Союза летчика Николая Челнокова, установленный в 2016 году в сквере на улице его имени.

К сожалению, в Иркутске немало мемориалов, посвященных авиационным происшествиям, повлекшим гибель людей. Самым известным памятником является храм Рождества Христова в Иркутске II, построенный в 1999 году на месте крушения самолета Ан-124 "Руслан". Эта катастрофа 1997 года унесла жизни 72 человек. В деревне Мамоны находится крест на месте падения Ту-154 авиакомпании "Байкал" в 1994 году, в результате которого погибли 124 человека. А неподалеку от аэропорта Иркутск установлен знак в память о катастрофе А-310 авиакомпании "Сибирь", унесшей жизни 125 человек. В центре Иркутска у здания Главного управления МЧС по Иркутской области есть аллея с молодыми елями, посаженными в память девяти иркутских спасателей и членов экипажа вертолета Ми-8Т, разбившегося во время ликвидации ледовых заторов на Нижней Тунгуске 8 мая 2013 года. 

К печальным авиационным памятникам следует отнести и мемориалы, установленные в честь летчиков, погибших на территории Восточной Сибири при перегонке самолетов по знаменитой авиатрассе АЛСИБ (Аляска - Сибирь). Такие мемориалы есть в Киренске, Усть-Куте, Маркова. Стела, посвященная событиям, установлена на трассе в окрестностях Железногорска-Илимского. В поселке Тайтурка мемориал летчикам, погибшим при перегонке на фронт самолетов, построенных на Иркутском авиазаводе, будет открыт завтра, 16 августа.

Еще один монумент недавно появился в Черемхово. Это водруженный на стелу взмывающий в небо военный самолет. Его установили в октябре 2018 года в честь подвига, совершенного летчиком Романом Филиповым во время выполнения боевого задания в Сирии. Его штурмовик Су-25СМ был сбит ракетой, летчик катапультировался и на земле вступил в бой с десятками окруживших его террористов. Тяжелораненый боец подорвал себя и боевиков гранатой, за что ему посмертно присвоено звание Героя России.

Музейные самолеты в Иркутске

Несколько воздушных судов представлено в Иркутске в музее авиазавода. Во главе экспозиции истребитель И-14 - первый самолет, серийно выпускавшийся на заводе. Рядом - реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28. Далее - Як-28 и учебно-боевой МиГ-23УБ. Центральное место в экспозиции занимает сверхзвуковой истребитель четвертого поколения Су-27. В музее представлена его модификация УБМ - "учебно-боевой модернизированный". Гражданская продукция авиазавода отражена в музее двумя экспонатами - легким самолетом Як-112 и автожиром А-002. Оба воздушных судна были созданы в качестве опытных образцов.

В начале 2010-х годов в Иркутске предпринималась попытка создать городской музей авиации. Основой экспозиции должны были стать несколько самолетов, находящихся на балансе ДОСААФ, и воздушные суда, оставшиеся после расформирования ИВВАИУ. Площадку под музей планировали выделить на территории иркутского аэропорта. Но эта попытка не удалась. С тех пор несколько самолетов уже утрачены. На сегодня на учебном аэродроме ИВВАИУ сохранились полностью вся линейка стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-22 (М0, М2, М3), тяжелый военно-транспортный Ил-76 МД, Ан-24Т, истребители и бомбардировщики МиГ-29, Су-17М, Су-24, Су-27, учебно-боевой L-39 и вертолеты Ми-8Т и Ми-24. Некоторые из этих воздушных судов являются уникальными и могли бы занять достойное место в любом авиамузее России и мира.

Андрей Коршунов, СМ-Номер один

Фото из открытых источников

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также