Александра Поблинкова: Учитель - это медийная личность

16 февраля 2023

Уроженка Иркутска, медиаменеджер Александра Поблинкова занимается работой крупнейшего профессионального педагогического сообщества в соцсетях - Всероссийского форума классных руководителей.

поблинкова

В программе каждого семинара по информационной работе в Интернете есть выступление Александры Поблинковой. "Глагол" публикует отрывки из интервью Александры для министерства образования Калужской области, в котором она говорит о социальных сетях и медиапедагогике.

Теперь государственные органы ведут свои аккаунты в соцсетях. При этом сохраняются ответы на обращения граждан и "Платформа обратной связи". Не кажется ли вам, что это становится новой цифровой бюрократией?

Если честно, еще в далеком 2010 году мне казалось это необходимостью: аккаунты ведомств и первых лиц в социальных сетях. Это как бы нечто само собой разумеющееся и очень логичное. И я искренне счастлива, что в 2022 году это явление стало продвигаться на государственном уровне.

Термин "цифровая бюрократия" мне кажется не вполне точным, я бы сказала, что такой формат присутствия - новая "цифровая рутина": нужно присутствовать там, где находятся люди. А так уж устроен современный мир, что люди "живут" в сети. Именно там они жалуются, радуются, ищут поддержку и пути решения своих проблем, значит, там должно быть и государство. Это важно.

Признаюсь, если мне нужно решить какой-то бытовой вопрос: например, я недовольна уборкой подъезда, то я напишу везде: сначала в телеграм-чат управляющей компании, а если это не поможет, то в официальном порядке через все надлежащие сайты. Но понятно, что быстрее и удобнее написать в соцсетях. И не только мне - всем. Так привыкло мое поколение 30-40 и все поколения после меня.

Вы говорили о том, что сейчас внимание с топовых блогеров переходит на микроинфлюенсеров. В чем это выражается?

Топовые блогеры - непростые люди, звезды, со всеми вытекающими плюсами или минусами. С ними довольно сложно работать и договариваться. И для отдельно взятой конкретной компании работа с таким блогером не всегда означает успех.

Как правило, реклама у топ-блогеров требует больших вложений и не всегда будет релевантна для нужной целевой аудитории. Но есть "маленькие блогеры", у которых от 1 000 до 10 000 подписчиков и друзей, которые действительно заинтересованы в том, что публикует человек. Он может быть более привязан к региону или к узкой тематике, и с ним работа будет гораздо более продуктивной и адресной.

Короткие видео, карточки, видеокружочки - какие еще тренды соцсетей вы можете выделить?

Уже не первый год в тренде "новая искренность" - мир без фотошопа и фильтров. Понятно, что в социальных сетях мы хотим быть лучше, стройнее, красивее, успешнее и умнее, чем мы есть. Но подписчикам хочется читать реальные истории про таких же людей, как они. Это вызывает больше отклика. Я выделила бы тренды на короткие видео и клипы, интересные телеграм-каналы, просветительский контент и научпоп, качественные подкасты, сообщества, прямые эфиры.

Пользуетесь ли вы Одноклассниками? Есть ли у них будущее?

Когда "Одноклассники" только появились, я завела там аккаунт. Но, если честно, активно я ими не пользовалась никогда. Я часто в шутку говорю о том, что "Одноклассники" никогда не будут молодыми. Хотя они сейчас предпринимают немало усилий для того, чтобы качественно омолодить аудиторию. На самом деле для развития сообществ в ОК имеется очень интересная аудитория, искренние и отзывчивые люди, там есть, где развернуться.

Приходилось ли вам пользоваться Живым Журналом?

ЖЖ - это было чудесно! Золотое время, скучаю по нему. Тогда ценились люди, которые умеют неплохо писать и интересно мыслить. Я вела ЖЖ несколько лет, у меня было около 500 подписчиков (на весь мой родной Иркутск было всего три блогера-"тысячника" с более чем 1000 подписчиков). В Иркутске было очень развитое ЖЖ-сообщество невероятно интересных людей. Некоторых из них я до сих пор с удовольствием читаю на других площадках, мы приятельствуем. Я искренне скучаю по тем временам, когда для того, чтобы быть популярным блогером, нужно было быть интересным и содержательным человеком, а не просто хорошо танцевать под музыку или ловить хайп.

Почему люди продолжают пользоваться запрещенными соцсетями?

Хороший вопрос. Я не пользуюсь. Думаю, для кого-то это вопрос привычки, кому-то жалко накопленную за годы аудиторию, у кого-то там просто друзья. Есть люди, для которых это важный ресурс общения с миром. Например, для художников, людей от искусства. Им сложно перестроиться. А у кого-то от этого могут зависеть, например, продажи скульптур или картин. Есть люди, которые общались с внешним миром через свои селфи и красивые фото - этот вид контента мало котируется, например в Telegram, там почти как в ЖЖ, приходится напрягаться и писать интересные тексты. А так не все могут.

Форум классных руководителей формирует образ медиапедагога. Не означает ли это, что педагог, который не хочет выходить в медиасферу, не сможет состояться в профессии?

Не люблю деление на черное и белое. Мне кажется, нет никакой ультимативности в этом вопросе. Не каждый учитель (как и не каждый человек) способен быть блогером - это факт. Рассказывать о себе, демонстрировать свою жизнь, сочинять посты или снимать видео - далеко не всякий такое любит. А еще и не у всех хватает на это сил и времени, мы понимаем, как много работают учителя. Так что я вообще сторонник ведения сетей по принципу "лучше меньше, да лучше", к своим личным страницам, по крайней мере, я отношусь именно так.

В социальных сетях важно быть для того, чтобы держать руку на пульсе: что там у детей, чем интересуется молодежь, какие есть интересные федеральные проекты. В сетях можно найти много ресурсов для вдохновения и полезных в практике. Я уже не говорю о том, что классный руководитель может заметить в социальных сетях своего ученика признаки деструктивного поведения или опасные посты - и просто спасти ему жизнь.

Я думаю, что каждый учитель - медийная личность, а педагогика - публичная профессия. Потому что ежедневно они работают на аудиторию учеников, родителей. И в этом смысле педагог - лидер общественного мнения и культурный образец - хорошо, когда это транслируется в том числе и через социальные сети. 

Педагог может не состояться в профессии, если это не его профессия. Помните, как папы и мамы хотели, чтобы все их дети стали юристами и экономистами, а потом выросло много несчастных людей, которые не способны работать по специальности и нашли себя в чем-то другом. Мне кажется, педагогика - это призвание, готовность делиться, душевная щедрость, если вам угодно. И вот эта любовь к своему делу, предмету, к детям, талант воспитывать и учить - это самое главное для учителя. А страница в социальных сетях может быть в этом подспорьем. А может и не быть.

Полный текст интервью читайте здесь

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также