Любимой советским поколением "Копейке" пятьдесят!

18 апреля 2020

Ровно пятьдесят лет назад, 19 апреля 1970 года, с конвейера Волжского автомобильного завода, что в Тольятти сошли первые автомобили ВАЗ-2101. В семидесятые – восьмидесятые годы это был самый популярный автомобиль в стране. За 18 лет было выпущено 4,8 млн экземпляров «копейки». Так ласково ее стали называть автолюбители.

Автомобиль создан на основе модели итальянского Fiat-124, да и первые экземпляры русского, простите, советского автомобиля собирались из итальянских комплектующих, хотя ее конструкторы говорили, что наш авто более вынослив и надежен. Заднеприводный седан ВАЗ-2101 стал самой массовой моделью всего отечественного автопрома. Тогда появилось понятие «массовый автомобиль»: завод в Тольятти мог выпускать до 660 тысяч (!) автомобилей в год, за что в мае 1972 года Волжский автозавод получил международную премию «Золотой Меркурий». 

О том, что ВАЗ-2101 готовится к выпуску, ТАСС сообщил в феврале 1970 году. Эту новость перепечатали не только областные газеты, но и маленькие районные издания. Так благодаря газете «Маяк коммунизма» об этом узнали в Нижнеилимском районе, а «Рассвет коммунизма» рассказал для своих шелеховских читателей (сегодня газете исполнилось 55 лет).

Известно, что в феврале 1972 года в Иркутске было три «копейки», однако имена их владельцев история не раскрывает. Именно тогда в наш город приехали представители Тольятинского завода, чтобы предложить сибирякам приобрести авто. Весной 1973 года на окраине Ново-Ленино была построена станция технического обслуживания Восточно-Сибирского территориально-транспортного управления, где можно было не просто купить автомобиль и запчасти к нему, но и произвести обслуживание и гарантийный набор. Она была рассчитана на одновременное обслуживание 11 машин. «Завод в миниатюре», - так называл ее первый директор Иван Денисович Иванов. Именно он, говоря современным языком, стал создатель первого в регионе автосервиса. У Иванова был богатый водительский стаж – за руль своего первого авто АМО он сел еще в тридцатые.

Первые автомобили пришли в Иркутск в июле и покупались как «горячие пирожки». Только за первую неделю 21 работники совхозов и колхозов Аларского района сгоняли за машинами в Иркутск. В течение года СТО открылись в Братске, Зиме, Тайшете и Усолье-Сибирском.

Скоро в ход пошли ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103. Но любители «Спортлото» мечтали о выигрыше именно «копейки». Каждую неделю миллионы тридцатикопеечных лотерейных билетов расходилось среди горожан и селян Прибайкалья. 29-30 августа 1975 года розыгрыш проходил в Иркутске. На кону – 123 автомобиля ВАЗ-2102, Москвич-412 и «Запорожец». Так, за первые пять розыгрышей семьдесят пятого жители Иркутской области выиграли 17 автомобилей, пятеро счастливчиков – иркутяне.

В 2000 году модель ВАЗ-2101 признана лучшим отечественным автомобилем XX века, а 2002 году Иван Дыховичный снял фильм «Копейка». Сейчас мы можем вспоминать ее только по фотографиям Эдгара Брюханенко или домашних архивов. Если у вас есть свои истории, связанные с ВАЗ-2101, напишите нам. Мы обязательно о ней расскажем.

Глагол. Иркутское обозрение

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также