Андрей Федоров: «Быть порядочным – это самое главное»
18 июня 2017
Любое интервью с фотографом всегда интересно. Это не просто съемка портретов, репортажи, смена декораций и поездки в отдаленные территории. Журналист газеты "Право выбора" Анна Важенина взяла интервью с фотографом Андреем Федоровым, который долгие годы сотрудничает с избирательной комиссией Иркутской области. Но мы выбрали фрагмент интервью без политики...
– Почему вы решили заняться фотографией?
– Я интересовался ею еще с юности, а потом купил камеру у отца моего друга, чьи снимки мне самому очень нравились. Так в 1998 году, с момента рождения старшего ребенка, начал постоянно снимать сам. Сейчас, конечно, смешно, когда смотрю на те первые снимки, но меня увлек процесс, я получал удовольствие.
В то время занимался малым бизнесом, но однажды настал момент, когда предстояло выбрать: продолжать свое дело, связанное с торговлей, или отдаться творчеству. Я выбрал творчество.
– Это был непростой выбор?
– Сложный больше для семьи, чем для меня самого: после определенного достатка родные впереди видели неизвестность, это, конечно, было испытанием. Но я сделал выбор в то время, когда первое и второе дело почти сравнялись по доходам. При этом в творчестве, по сравнению с бизнесом, я был свободным, работал на себя плюс получил возможность общаться с большим кругом интересных людей. Сначала сотрудничал с газетами, журналами, снимал конкурсы красоты, работал с моделями. Так увлечение стало главным делом, в том числе обеспечивающим финансовую устойчивость.
– Что вы открыли для себя, когда стали профессионально заниматься фотографией?
– Портрет. Его создание – кропотливая, долгая работа, ведь разговорить человека и раскрыть его требует много времени и желания. Я долго спокойно общаюсь с тем, кто садится перед моей камерой, и постепенно узнаю его. После такого искреннего разговора с кем-то даже друзьями становишься. Многие люди открываются только после часа работы. Сначала позируют, как дома сами для себя придумали и отрепетировали перед зеркалом, а потом выходят из этого придуманного образа и нормально работают. Бывает, человек час делает то, что хочет, а когда устает – сдается, расслабляется и начинает иначе себя вести, и эти пять кадров последних, почти на словах прощания, выходят самыми удачными.
– Каких людей интереснее снимать?
– Если человек закрывается от того, кто стоит перед ним с камерой, говорит, что не получаюсь, демонстрируя негативное отношение к себе, нелюбовь к самому себе, то с ним работать не интересно. Вдохновляют же те, кто хотят фотографироваться и помогают фотографу, хорошо относятся к самим себе, готовы открыться другим людям. Я заметил такую особенность: чем лучше человек к себе относится, тем охотнее фотографируется.
– Какой портрет для вас удачный?
– Тот, который мне нравится. Который я смогу повесить на стену во время выставки. Или неожиданно-забавный.
– А что вам нравится в портретах?
– В женских – красота, в мужских – пойманный момент. Не характер, а именно момент, потому что характер может быть разный, а момент – раз и всё, исчез навсегда, если не нажал на кнопку в одну секунду.
В репортаже есть всё
– Какой из жанров вам больше по душе?
– Репортаж. Во время него можно найти всё: и путешествие, и пейзажи, и портреты. И ловить моменты – только успевай нажать на кнопку. Именно репортаж дает разнообразие фотографической жизни: утром ты можешь оказаться на официальном заседании, в обед – в кочегарке, вечером – на светском приеме.
– Помните рекордный день по количеству запланированных съемок?
– Часто бывает по шесть съемок в день, для меня это уже не рекорд. А вот рекорд – когда снимаешь на каком-то мероприятии и больше десятка изданий хотят получить твои фотографии, телефон просто разрывается. Поэтому приходится снимать в совершенно разных манерах, ориентируясь на стили изданий. На самом деле на одном событии можно сделать кадры и для официального издания, и для светской хроники, и для глянца, и что-то в стиле «Коммерсанта», школу которого я прошел в свое время. Его стиль оказался мне близок, использую его, чтобы разнообразить рутину, ведь когда ходишь в одно место из года в год, надо искать что-то привлекательное, новое. И еще искать что-то лично для себя, тот самый кадр, который хочется со съемки принести и спрятать пока в папку, а потом на выставке представить.
– У вас были экстремальные съемки?
– Экстремальные съемки с точки зрения фотографа – со звездами, известными людьми. Они бывают спонтанные, когда тебе надо максимально сконцентрироваться, бывают длящиеся буквально две минуты, когда тебе за это время надо решить технические моменты, снять портрет, репортаж, общение героя с другими людьми. Например, так было во время приезда Сергея Шойгу. И это было экстремально и интересно.
– Работа с огромным количеством людей больше дает энергии или отнимает?
– Наверное, как в любой работе, это зависит от твоего настроя. Да, бывают и усталость, и адреналин от того, что, несмотря на физическую опустошенность, получилось что-то стоящее. А когда снимаешь портрет, то с любым человеком обмениваешься энергией, особенно если час проговорили. И даже если не разговариваешь, например когда на большом расстоянии снимаешь президента или премьер-министра, то все равно контактируешь и энергетику чувствуешь.
– Что вы не снимаете принципиально?
– Негатив. То, что любит желтая пресса. Мне нравится красивое.
– У вас трое детей. Какую главную мысль вы хотите им донести, какие качества воспитать?
– Быть порядочным. Это самое главное. Если покой и порядочность есть, всё остальное вокруг тебя складывается. А еще – умение выбирать людей, с которыми общаться. Если это будут интересные интеллигентные люди, такой и будет твоя жизнь.
Фото с официальной страницы Андрея Федорова в социальной сети facebook
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!