Дочь великого художника Софья Крамская находилась в иркутской ссылке

18 июля 2021

Было время, когда считали, что именно дочь Ивана Крамского могла стать прототипом его известной работы «Неизвестная», потому что знали, что он ее очень любил, брал с собой в загранпоездки.

неизвестная

 А когда Крамской стал официальным живописцем при дворе Александра III, то его дочь Софья тоже писала портреты императора, императрицы и Николая Александровича.

Но мало кто знал, что пройдут годы, и репресии дойдут до дочери известного художника. Ей напомнят про «контрреволюционную связь» с Романовыми и обвинят в заговоре против советской власти.

София родилась в 1866 или 1867 годах, рано взяла кисть в руки. В 1885 году Крамской писал: «Дочка моя, известная Вам ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант». С юных лет она дружила с дочерьми московского купца Павла Третьякова – Верой и Александрой. Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи.

В шестнадцать Соня похорошела, волосы отросли, она прекрасно танцевала. В женихи записался молодой врач Сергей Боткин, и в 1882 году Иван Крамской написал их портреты. Но вскоре Сергей передумал и женился на подруге Софьи, Саше Третьяковой.

А вскоре еще одна трегадия. Когда Софье исполнилось двадцать, умер отец. Замуж она вышла только в тридцать пять за питерского юриста Георгия Юнкера, с ним прожила 15 лет. Юнкер более 30 лет проработал присяжным поверенным в Петербургском совете, изучал истории декабристов, хотел написать книгу, но умер в 1916 году.

Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года за «контрреволюционную пропаганду", ей приписали статью 58-II УК РСФСР - создание "контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях». 

Из материалов допроса: Юнкер-Крамская – дочь художника Крамского, вдова, без детей, беспартийная, до революции жила на средства мужа, работала как художница с 1888 до 1919 год. Родственники мужа проживают за границей, с ними в переписке не состоит. 

Из допросов свидетелей, проходивших по делу Юнкер-Крамской, следует, что она была «человеком очень религиозным», не умела отказывать людям, чем могла, помогала, устраивала на работу «бывших" дворян и офицеров царской армии, помогала им доставать переводы для заработка. Вокруг нее собирались «представители знати», дворяне, бывшие смолянки, «привилегированное офицерство», активно ведущие «контрреволюционную агитацию на своих собраниях». Также ее обвиняли в том, что она срисовала и распространила среди знакомых «карикатуру, увиденную в одном из немецких фашистских журналов», изображающую тощего крестьянина, едва плетущегося за первобытной сохой, которую тащит худенькая лошаденка. На крестьянине был одет вместо штанов капустный лист, а надпись по-немецки благодаря игре слов означала, что «колхозы» (Kolchose) подобны "капустным штанам» (Kohlhosen). 

5 апреля 1931 года ее дело было направлено для внесудебного разбирательства на тройку ОГПУ с ходатайством о применении к обвиняемой Юнкер-Крамской высшей меры – расстрела. Однако 11 апреля выездная сессия Коллегии ОГПУ выслала в Восточно-Сибирский край сроком на три года. 

Она должна была отправиться с этапом в Иркутск, но 28 апреля попала в больницу при изоляторе Дома предварительного заключения с диагнозом тяжелая форма паралича, где пролежала до 10 мая. 

9 мая брат Анатолий получил разрешение отправить сестру за свой счет к месту ссылки. Судя по письму Юнкер-Крамской, в мае она добралась до Иркутска, через три недели была переведена в Канск, а через месяц – в Красноярск. Там с ней случился второй удар, отнялась левая часть тела.

Из письма Софии Юнкер-Крамской - Екатерине Пешковой, жене Максима Горького, которая играла ключевую роль в деятельности Общества Красного Креста и помогала политзаключенным. 15 октября 1931 года. Красноярская больница. Письмо большое, подробное, проникновенное, написано характерным почерком на неровно обрезанной странице школьной тетради тонко отточенным карандашом. Она описывает свою болезнь, перенесенные операции и подчеркивает, что везде, где бы она ни оказалась, несмотря на состояние здоровья, она работала. В Иркутске - иллюстратор учебников и колхозных журналов, в Канске – фотограф и ретушер в местной газете. В Красноярске – в музее, там с ней случился второй удар: отнялась левая часть тела. Она просила, если нельзя вернуться домой, то хотя бы оставить ее в Красноярске до поправления здоровья, а затем – обязательно предоставить работу.

Это подтверждает и письмо Екатерине Павловны Пешковой, которое написал брат Софии Анатолий: «Товарищ Пешкова. В дополнении к заявлению нашему по вопросу о смягчении приговора ОГПУ относительно Юнкер-Крамской, сестры нашей, Крамских Николая и Анатолия Ивановичей, сообщаю, что сестра выехала в Иркутск 19 мая 1931 г. По приезжее в Иркутск первоначально она осталась в этом городе, исполнила работу по составлению плаката для одного гос учреждения; но затем ей было объявлено, что она пересылается в гор Канск, откуда последует дальнейшее назначение. 

Вследствие,  однако, болезненного состояния  сестры (два свидетельства при сем прилагаю), позволяю обратиться к Вам с просьбой, не найдена ли будет возможность оставить сестру на проживание в Иркутске, а не в каком-нибудь малонаселенном пункте. В Иркутске сестра может получить необходимую медицинскую помощь, а также какую-то работу по своей специальности, как художника, и своей полезной работой. Кроме того, позволяю себе обратить Ваше внимание на преклонный возраст сестры (ей 60 лет)». 

В 1932 году ей разрешили вернуться из Сибири. Софья Крамская скончалась на даче под Ленинградом в 1933 году при странных обстоятельствах. Она якобы уколола палец, когда чистила селедку, и, по словам брата, «умерла от рыбьего яда". Реабилитирована 28 сентября 1989 года.

Сохранившееся живописное наследие Софии Юнкер-Крамской невелико. Большинство её работ хранятся в коллекции Острогожского историко-художественного музея имени И. Н. Крамского. Музей был создан в 1907 году, к 20-летию со дня смерти ее отца, по инициативе жителей Острогожска, которые хотели увековечить память своего великого земляка. 

Всего в коллекции музея 10 работ Софии: "Старинная песня", "Разговор двух дам", "Портрет Крамского И. Н.", "Крамская Софья Николаевна за газетой" и шесть графических "Портрет хирурга А. Ф. Эбермана", "Портрет Эдель Ирины Эдуардовны", "Женский портрет", "Грибы", "Женский портрет", "Новогодняя шутка". Ещё три работы погибли во время войны, когда в 1942 году город подвергся бомбардировке, и здание музея было почти разрушено. Так, в том пожаре погибли  "Портрет государыни Александры Федоровны с наследником цесаревичем великим князем Алексеем Николаевичем" и "Портрет отца".

На фото Ивана Крамского дочь Софья Крамская

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также