Маршрут Евгения Евтушенко появился на портале «Узнай Москву»
18 июля 2023
Участники виртуальной экскурсии узнают о детстве и юности сибирского поэта, его первых творческих успехах, вспомнят строки из его легендарных стихотворений.
Онлайн-путеводитель включает пять мест - Марьина Роща, Литературный институт, Патриаршие пруды, Центральный дом литераторов и Политехнический музей. Можно прочитать историю каждой локации, нажав на иконку места на интерактивной карте.
Начинается маршрут в районе Марьина Роща. Тогда, после войны, это был не самый благополучный район столицы. Евгений учился в школе № 254 на 2-й Мещанской улице, но из-за плохих оценок и частых прогулов был переведен в школу № 607, или учебное заведение для трудных подростков.
Вторым пунктом маршрута станет Литературный институт им. Горького. Евтушенко поступил в институт в 1952 году.
Патриаршие пруды воспеты в стихах поэта, а Центральный дом литераторов стал трибуной гласности для столичных мастеров культуры. Здесь собиралась вся литературная Москва - Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Иосиф Бродский, Владимир Высоцкий.
Финальная точка маршрута - Политехнический музей, где в разное время выступали Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Иван Бунин, Андрей Белый, Велимир Хлебников, Сергей Есенин, Николай Заболоцкий, Александр Твардовский. В 1960-е годы поэтические вечера в Политехе были символом московской оттепели.
Вот что написано в путеводителе о сегодняшнем герое:
Не удивительно, что поэт, родившийся на далекой сибирской станции Зима, в разные периоды своей жизни по-разному относился к цифрам, датам, юбилеям. Свое сорокалетие, число, которое многие из суеверия обходят стороной, отмечал в 1972-м, а первый солидный рубеж - 50-летие - с размахом, в 1983-м. Круглую дату – 80-летний юбилей – праздновал, чтобы никого не обидеть, и вовсе два раза.
В паспорте Евгения Александровича Евтушенко, в графе «дата рождения», был указан 1933 год. Однако сам поэт считал эту дату ошибочной, называя 1932-й фактическим годом своего рождения. В 1944 году матери Евгения Евтушенко пришлось умышленно уменьшить возраст сына на один год, чтобы избежать бюрократических формальностей, связанных с оформлением спецпропуска на ребенка после возвращения из эвакуации в Москву.
Не только поэзия, вся жизнь Евгения Евтушенко - грамотно зашифрованная, закодированная, зарифмованная ДНК целой эпохи, каждого жителя страны. Выбирая между благозвучностью и злободневностью, автор поэмы «Братская ГЭС» всегда делал ставку на актуальность, используя свой талант рифмотворца в качестве «судейского молотка», чей стук, как молоточек в чеховском рассказе «Крыжовник», ненавязчиво напоминал бы «всем счастливым» о том, что в мире полно несчастных, несправедливо обиженных.
Высокий, открытый, неистовый, Евтушенко был символом эпохи, голосом поколения, олицетворением оттепели, он и стихи писал так, как другие спасаются от огня – оставляя за порогом все самое ценное, словно, прощаясь с жизнью. На все поэт имел свою точку зрения, был сентиментален, неравнодушен к чужому горю. «Евтушенко принадлежит к тем людям, которые при дилемме, что выбирать — зло или добро, всегда выбирают добро и умеют за него сражаться. В нашем холодном мире это - увы! - редкое качество», - говорил о нем его друг, скульптор Эрнст Неизвестный.
В начале 60-х многие узнали об ужасах войны не из печати, а из поэмы «Бабий Яр» (1961), которую Евтушенко написал всего за три часа, побывав на месте трагедии. Шостакович положил эти стихи на музыку своей Тринадцатой симфонии. «Каждое утро вместо утренней молитвы я перечитываю, вернее произношу наизусть два стихотворения Евтушенко: «Сапоги» и «Карьера». «Сапоги» - совесть, «Карьера» - мораль. Нельзя лишаться совести. Потерять совесть - все потерять. И совесть надо внушать с самого раннего детства... Честь и слава Евтушенко, что он об этом напоминает, морализует», - так думал Шостакович.
Евтушенко много путешествовал и утверждал, что делит людей не на талантливых и бездарных, а на «благодарных и неблагодарных», - тех, в ком в детстве заложили основы совести и нравственности, и тех, кто напрочь лишен «этического фундамента». Поэт, собиравший на свои встречи стадионы, знал, чувствовал, как никто другой, что к славе приходят не только разными путями, но и на разный срок.
Он дружил с Бобом Диланом, Робертом Кеннеди, Че Геварой, встречался с Джоном Стейнбеком, Пабло Пикассо, Луи Армстронгом, всегда выступал перед многотысячной аудиторией так, словно был не «застенчивым героем»-поэтом, а дерзкой рок-звездой, и вообще поэт проживал свою жизнь так, как в свое время это описывал в автобиографической книге «Былое и думы» А. И. Герцен: «нигде не отставая, везде в первом ряду; не боясь горьких истин; он так же пристально всматривался в людей, как в полипы и медузы, ничего не требуя ни от тех, ни от других, кроме того, что они действительно могут дать».
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!