Спектакль памяти узников Освенцима поставили в Иркутске

19 марта 2015

В минувшее воскресенье в Иркутске на сцене Молодежного камерного театра (МКТ) развернулся судебный процесс над нацистскими преступниками. 15 марта там состоялась премьера постановки по пьесе немецкого драматурга Петера Вайса «Дознание», написанной на основе громкого франкфуртского процесса над сотрудниками Освенцима в середине 60-х годов. Спектакль поставил Заслуженный артист России, актер Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова Александр Булдаков. Примечательно, что все роли в спектакле исполняют не профессиональные актеры, а любители - выпускники театральных курсов «Браво!» при МКТ.

Пьеса «Дознание» документальная, все действующие в ней лица – реальные люди, а их рассказы о событиях в лагере взяты Вайсом из документов судебного дела. Первая постановка пьесы состоялась на родине драматурга в 1965 году, после чего судебный процесс над палачами Освенцима был разыгран на сценах многих театров мира. Одна из наиболее известных постановок принадлежит английскому режиссеру театра и кино Питеру Бруку, который отнес Петера Вайса к числу лучших драматургов прошлого века. В России спектакль «Дознание» первым поставил режиссер «Театра на Таганке» Петр Фоменко спустя два года после премьеры в Германии, однако постановка продержалась в репертуаре меньше сезона. Сегодня спектакль по пьесе Вайса - большая редкость для театральных афиш страны. В частности, на иркутской сцене «Дознание» впервые было показано в минувшее воскресенье. 

По словам режиссера Александра Булдакова, за постановку «Дознания» он взялся по нескольким причинам, в том числе и потому что в этом году отмечается 70-летие двух памятных дат – со дня освобождения лагеря (27 января 1945 года) и Дня Победы. Но главным поводом для работы с этим материалом стала все-таки актуальность пьесы. «Спектакль призван напомнить людям о тех ужасах, которые происходили в нацистских лагерях. И на фоне сегодняшних дней, когда происходит возрождение идей нацизма, причем во многих странах, мне кажется, что такая постановка очень актуальна и зрителям будет над чем задуматься», - рассказал Александр Булдаков.

Главной особенностью постановки, безусловно, является то, что все роли в ней исполняют актеры, не имеющие специального образования, для которых театр, хоть и серьезное, но хобби. И именно по этой причине текст пьесы претерпел значительные изменения от режиссера. Александр Булдаков не только сократил материал почти вдвое, но и ввел новые женские персонажи. В «Дознании» у Вайса в ходе судебного процесса выступает только одна свидетельница, на сцене же МКТ большую часть ролей исполняют именно актрисы. Такая мера оказалась вынужденная, признается режиссер, так как любительская труппа состоит в основном из девушек. Таким образом именно из уст свидетельниц звучит самые страшные описания работы лагеря и его сотрудников.

Кроме того, несмотря на пожелание автора пьесы – избегать театрализованности в постановке судебного процесса, иркутская версия спектакля все же не лишена художественных деталей. «Петер Вайс считал, что пьесу необходимо ставить, максимально приблизив к реальности, без специального освещения, музыки и прочих делателей. И сначала я попытался использовать очень аскетичные театральные приемы, но потом понял, что это будет очень сложно для восприятия и поэтому все равно возник театр. Появились слайды с фотографиями Освенцима, его жертв и музыка. Вместе с этим возникло право на перемещение во времени, поэтому в ходе спектакля вместо судебного заседания возникает пространство лагеря», - рассказал Александр Булдаков.

Работа над спектаклем заняла ровно полгода. Исполнитель роли всех подсудимых, Артур Перминов, рассказал, что для того, чтобы вжиться в своих персонажей и ощутить близость тех событий, ему, как и другим актерам, пришлось прочитать немало книг и смотреть фильмы о концентрационных лагерях. «Для реалистичности в игре нам необходимо было пропитаться всем этим», -  пояснил актер. По мнению же режиссера, актерам-любителям удалось справиться со всеми трудностями, которые возникали во время работы над спектаклем: «Им было сложно, особенно в начале, было много непонимания. Но со временем, благодаря погружению в историю, у них все получилось», - отметил Александр Булдаков.

Ближайшие показы спектакля пройдут в следующем месяце - 5, 10, 15, 19 и 29 апреля. Заказать билеты можно по номеру: 72-55-97.

Текст: Анастасия Бреева

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также