Новости

далее...

Рекомендуем посетить

Библиовечеринка!

4 февраля с 19.00 до 22.00 иркутская библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского приглашает молодых иркутян посетить библиовечеринку
далее...

Прямая речь

Среда обитания

Виталий Рябцев: Ольхонский спор защитников природы и её «потребителей»

На Ольхоне на минувшей неделе произошло событие, «знаковое» не только для острова. Строительство ограждений, закрывающих проезд автотранспорта к Сарайскому заливу, завершилось 14 июня. Ограда должна способствовать сохранению исключительно ценного участка. Причем не только в природоохранном, но и в сакральном отношении. Речь идет об остатках Шаманского Леса. Он считался священным и запретным для посещения с древних времен. Возможно, на протяжении 1,5-2 тыс. лет. Но в конце 1930-х его значительная часть была вырублена. Древесина пошла на строительство пос. Хужир, ставшего новой «столицей» острова. Рядом – священный мыс Бурхан. Считающийся сакральным «сердцем» не только острова, но и всего Байкала. 

Берег Сарайского залива представляет собой самый крупный на Ольхоне песчаный пляж. Окаймляющие его дюны, покрытые соснами (Шаманский лес), привлекают массу туристов. Деревьев в возрасте 300-500 лет здесь многие десятки. Еще больше сосен и лиственниц, которые в результате жизни на песке и борьбы с постоянным ветром сформировали необычную жизненную форму. Стелящиеся по песку «юбки» из ветвей, «висловетвистость» (верхние ветви резко загибаются к земле), старые деревья в форме куста или куртины. Такие сосны и лиственницы уникальны и нуждаются в охране. Нередко их возраст превышает 200-300 лет. На самих песках произрастали травянистые растения, в том числе «краснокнижные» эндемики и реликты. 

Но после 1998 г. в десятки раз возросло число «моторизованных» туристов, живущих в палатках близ Сарайского пляжа. В последние 2 года их стало столь много, что под соснами все уже не умещались, впервые стоянки автотуристов заполнили также и открытые прибрежные пески.

Здесь сформировалась особая форма «пикникового туризма», крайне разрушительная для дикой природы, которую я назвал «сарайской». Её основные «носители» - жители городов Иркутской области, прежде всего Иркутска и Ангарска. Они же составляют и «ядро» очереди на ольхонский паром, в которой можно простоять 10-14 часов. Сарайский залив для этих граждан - «раскрученное» место отдыха. 

В результате - уникальный уголок байкальской природы приблизился к своей последней черте. Нагрузка для всего живого стала почти невыносимой. Полностью уничтожен лесной подрост, лесную подстилку (она состояла из старых сосновых игл, шишек и лишайников) заменили голые пески. Вандалы одно за другим уничтожают уникальные деревья, пуская их «на дрова», а многие уникальные сосны превращены в туалеты. Травянистая растительность песков фактически уничтожена. 

Казалось, что надежды на его выживание уже нет. Но случилось чудо. Фонд «Подари Планете жизнь» разработал, а самое главное – реализовал (!) проект по строительству ограждений вдоль Сарайского залива. Руководитель проекта - Наталья Еремеева. Важнейшие партнеры - Администрация Хужирского МО (Глава администрации ХМО Огдонов Г.В.), островное лесничество ФГБУ ФГБУ "Заповедное Прибайкалье" (директор ФГБУ ЗП Бороденко В.П., начальник островного лесничества Везденецкая Н.П.). Всего в проекте участвовали 103 человека. 

Само ограждение возведено усилиями 65 волонтеров. Его длина  - 2800 метров, количество деревянных столбов - 800. Между ними натянут металлический трос. Часть столбов выполнена в виде тотемов. Среди которых есть и священный ольхонский Белоголовый Орел, «прародитель всех шаманов». Таким образом, помимо утилитарного заграждения был создан уникальный арт-объект, который уже сейчас привлекает внимание туристов. 

Но как известно: «каждое действие, рождает противодействие». И таковое, без сомнения, будет мощным.Интересы многочисленной и влиятельной группы оказались «ущемлены». Именно здесь располагается самое крупное на острове скопление «диких» (живущих вне турбаз) автотуристов. В 2015 г. (с 5 по 10 августа) мы насчитали на Сарайском заливе 959 палаток и рядом с ними -557 автомобилей. Полагаю, что за весь летний сезон залив пропускает через себя порядка 20 тыс. «дикарей». Очень серьезная цифра. Кроме того, из поселка Хужир (примыкает к заливу) в погожие дни на пляж приезжают десятки (возможно и сотни) автомобилей с туристами, проживающими на турбазах. Так же поступают и многие хужирцы, их родственники и гости. 

Каждый летний день в песках у залива застревают десятки разнообразных «паркетников». И некоторые местные жители имеют устойчивых доход, основанный на их «освобождении». Наконец, пляж и его окрестности стали популярной «трассой» для квадроциклистов.

И друг – проезд закрыт! Конечно, можно поискать для стоянок другие места. Есть возможность ставить машины во дворах (или на участках) местных жителей, а жить в палатках на старых местах, внутри ограды. Но это хлопотно, не столь удобно. Перечеркиваются сформировавшиеся за долгие годы привычки и стереотипы «отдыха на острове Ольхон». 

А ведь в стране уже давно выращивают поколения не «человека–творца» (как в советское время), но «человека – потребителя». Приезжает такой потребитель в привычное место – на Сарайский залив. Чтобы, как выражаются в Минрприроде РФ, получить «экосистемные услуги». Со стороны Байкала. Для потребителя на первом месте стоят сугубо личные интересы и удобства. Интересы других людей, отдыхающих на пляже без машины или квадроцикла, безразличны. На растения – эндемики и реликты – просто плевать.Но какие-то «недоброжелатели» и «завистники» вот такого потребителя не пускают в его привычное место, в привычное время. 

Недовольство, наверняка, примет широкие масштабы. Обычно Сарайский залив автотуристы начинают заполнять во второй половине июня. Боюсь, что уже скоро в социальных сетях поднимется волна возмущенных постов и комментариев. Непременно вспомнят о попранных конституционных правах. О неписанном праве ездить «куда захочу». Припомнят Прибайкальскому национальному парку (ПНП) все его реальные и мнимые грехи. Не забудут и главу Хужира. Может быть составят петицию на имя Президента. Или в прокуратуру напишут.Юристы среди сарайских завсегдатаев наверняка найдутся.

Боюсь, что реальна опасность актов вандализма. Могут попытаться проделать «проезды». Ведь это же «наши люди»! Привыкшие любой ценой добиваться своего, не обращая внимания на законы, правила, интересы окружающих (про интересы какой-то «природы» вспоминать даже как-то неприлично). Поэтому чрезвычайно важен постоянный контроль за состоянием ограждения. Обязательное выявление и наказание виновных. Что является прерогативой лесничего и инспекторов национального парка. 

Вполне ожидаем и «выход на сцену» разного рода «окололоэкологических» специалистов. Которые вступятся за «попранные права» «сарайцев», осудят «непродуманные действия», проявленный «волюнтаризм».Наверняка найдутся спонсоры для подобных «экспертных оценок», которые всегда являются платными.Ведь кроме армии «дикарей», «хамство в душе» (как выражался Михаил Зощенко), непременно затаят и некоторые владельцы крупных турбаз. Потому, что их вип-клиенты тоже «пострадают». Они же привыкли подъезжать к пляжу на собственных джипах, кататься по нему на квадроциклах. И на тебе – иди пешком, как простой инженер….Наша «элита» уже возродила много «барских» традиций. Среди которых и обычай московских бояр и «княжат» передвигаться только верхом, даже если им нужно лишь через двор в соседний терем. «Вышним» людям пешком ходить – «зазорно»! 

Важна принципиальность властей Хужира и сотрудников ПНП. В ограде оставлены два проезда. Для вывоза мусора. Ключи от ворот будут храниться в поселковой администрации и в лесничестве парка. Но не исключено, что в пик сезона на пляже появятся, как и в прежние годы, автомобили–«парные». Найдется множество других «страждущих» проехать. 

И если проходы станут открываться для автомашин лиц, близких к поселковой власти, либо начальству ПНП, светлая идея и творческий труд замечательных людей будут не просто дискредитированы, но и осквернены. 

Последняя новость. На следующий день после завершения строительства ограды пришло известие об отстранении от должности директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» В.П. Бороденко. По крайней мере, Валентин Петрович успел выполнить свое обещание, закрыть для автотранспорта Сарайский залив. Надеюсь, доброе дело ему зачтется (конечно, не в этой жизни). 

Необходимо, чтобы новый директор побыстрее вошел в курс дела и оказал всемерную поддержку данному начинанию. А ведь было еще и обещание этим летом превратить заповедную зону ПНП на Ольхоне из фикции – в реальность…

Источник activatica.org

19.06.2016