Урбанист Николай Шуляк о дизайн-коде Братска
21 октября 2023
Тема дизайн-кода города обсуждается в думе и мэрии Братска. Николай Шуляк давно наблюдает за развитием городской среды и участвует в публичном процессе её обсуждения. Сегодня он формулирует своё виденье подхода к разработке дизайн-кода города.
Важность дизайн-кода
Если совсем упростить, то дизайн-код нужен, чтобы сделать городскую среду более предсказуемой, безопасной и стилистически-единообразной. Но в таком понимании дизайн-код затрагивает не только фасады домов, но и в целом организацию всей городской среды.
В текущем же контексте обсуждаются именно фасады зданий, поэтому в применении к ним дизайн-код позволяет сформировать более цельный и аккуратный облик города, «стряхнуть» всё нагромождение мусора и рекламы, снова показав дома и раскрыв панораму улиц, то есть из набора визуально разрозненных объектов снова собрать цельные улицы, а цельность среды, как раз одно из свойств, формирующих город, и показывающих уровень его развития и современность. В конечном итоге это является одним из конкурентных преимуществ города в борьбе за удержание и привлечение человеческого капитала.
Принципы создания и применения
В конечном итоге дизайн-код - это документ, носящий обязательный или рекомендательный характер с набором правил по оформлению элементов городской среды: где размещать вывески, в какой цвет красить стены, какие материалы использовать. Но перед перечислением конкретных правил, нужен фундамент в виде определённых принципов, на основе которых формулируются правила.
И сейчас мне видится ключевой ошибкой попытка свести (или упростить) всё обсуждение к выбору цвета стен и обтекаемым формулировкам в стиле «в конечном итоге всё должны решать жители дома», максимально быстро уйти с поля формирования концепции на поле бюрократии и цифр. При таком подходе не получится восстановить хоть сколько-нибудь цельный облик улиц города и всё закончится заплаточным ремонтом. Но заплаткой будет выглядеть уже не балкон, обшитый зелёным сайдингом, а весь дом как заплатка в панораме улицы.
Зонирование города
Также стоит разделять именно сам принцип формирования дизайн-кода, т.к. он достаточно универсален, и отдельных решений в рамках его реализации – они как раз не обладают такой универсальностью, и как минимум возможна группа общий решений, в ряде случаев - уникальная работа по отдельным объектам.
Основной принцип – унифицировать внешний вид элементов фасада в рамках одного дома и добиться стилистического единообразия каждой из улиц, так как большинство улиц у нас достаточно монотонные, без архитектурных доминант, и поэтому воспринимаются не отдельными домами, а как единый цельный объект.
В полном объёме и на одном уровне детализации дизайн-код невозможно реализовать на территории всего города. Поэтому уместно будет разделить город на несколько зон по уровню детализации и строгости следования дизайн-коду и по этапам реализации.
Возможный вариант разделения улиц Братска по строгости дизайн-кода:
• Дома «первой линии» основных прогулочных улиц города - Советской, Кирова, Крупской;
• Дома «первой линии» остальных наиболее значимых улиц - Мира, Подбельского, Обручева, Ленина;
• Дома во дворах.
Для домов «первой линии» прогулочных улиц необходим наиболее строгий вариант дизайн-кода, так как на этих улицах фасады домов практически не отделены от прогулочных зон большими расстояниями и деревьями, и происходит наибольшее взаимодействие всех горожан со средой. Так же они выступают своеобразным примером для всего остального города, задают планку развития среды.
В более строгом варианте дизайн-кода для домов «первой линии» необходима индивидуальная для каждого дома подготовка эскизов фасадных решений, в том числе цветов фасадов, декоративных решёток и фризов, подсветки и т.п. И всё это, в том числе, с учётом формирования общей панорамы улицы. В более расслабленном варианте дизайн-кода для остальных домов возможно использование типовых решений, разработанных не для конкретного дома, а для группы похожих по архитектуре домов.
Таким образом, кроме набора общих рекомендаций (сразу применимых к домам во дворах и на второстепенных улицах), готовятся дополнительные паспорта фасадов для домов «первой линии».
Проблемы фасадов домов Братска
Чтобы дизайн-код выглядел цельным решением, один из принципов его формирования – сгруппировать недостатки городской среды и сформулировать набор решений для их устранения. А затем на основе предложенного набора решений формулируются общегородские правила и локальные паспорта фасадов объектов, входящих в программу реализации дизайн-кода.
Ниже я попытался сгруппировать основные проблемы фасадов жилых домов Братска, и предложить решения этих проблем.
Проблемы во внешнем виде фасадов зданий можно разделить на две большие группы (с разным набором решений для каждой):
• Вид фасадов жилых этажей
• Вид фасадов коммерческих помещений на первых этажах, которые можно разделить на «крылечки» и изначально заложенные проектом коммерческие помещения.
Проблема: облупившаяся краска на фасадах, общий старый вид. Оштукатуривание неровностей, провалов в межпанельных швах и последующая покраска фасадов.
Не зашивать дом профлистом или сайдингом. Общее самое простое правило, которого следует придерживаться – восстановление первоначального внешнего вида домов.
Есть исключения вроде домов с мозаичными панно на торцах или более примитивные варианты – вроде геометрического рисунка на плитах (бульвар Победы, Крупской, 26 микрорайон). Мозаичные панно восстанавливаются. Геометрические рисунки повторяются при новой покраске.
Проблема: разнородное остекление окон, балконов и лоджий.
Что делать с уже существующим остеклением – у меня однозначного решения нет. В идеале остекление всех балконов и лоджий заменять сразу во всём доме в едином виде. Но понятно, что это мало реализуемо, поэтому хотя бы предложить при новом остеклении или любой замене остекления балкона/лоджии следовать паспорту дома, в котором прописать шаг остекления, и все фасадные работы проводить только по согласованию с управляющей компанией. Запрет на использование тонированного и зеркального остекления.
Проблема: обшивка балконов с внешней стороны.
Возможны два варианта. Первый – демонтаж всей существующей внешней обшивки балконов, отличной от стандартной. Фасад дома – общедомовая собственность, и жильцы не имеют право самостоятельно что-то менять на фасадах. Вариант уместен, если небольшая часть балконом изменена жильцами, как в новых домах на Гагарина напротив рынка, или во многих домах на Советской.
Второй вариант – закрытие всех балконов дома навесными (возможно, реечными или ламельными) экранами единого вида, если большинство балконов дома снаружи обшиты разными материалами.
Подобный декоративный приём с экранами использовался ещё в советское время и частично сохранился в некоторых пятиэтажках, во дворах на улицах Обручева, Кирова, Мира.
Проблема: заплаточное внешнее утепление фасадов.
Демонтаж всех заплаток на фасадах. В случае, если требуется утепление значительному количеству торцевых квартир – утепление всего фасада разом. При этом не закрывать фасад профлистом или самым дешёвым сайдингом. Цвет фасадного материала – в цвет основного фасада здания.
Проблема: кондиционеры.
Существующие и все будущие блоки кондиционеров закрыть корзинами в цвет фасада здания. В паспорте дома предусмотреть допустимые места размещения внешних блоков.
Проблема: размещение баннеров на фасадах.
Демонтаж и последующий запрет на размещение любых баннеров, табличек, указателей и прочей информации на фасадах зданий. Касается не только коммерческих баннеров, но и социальной рекламы.
Исключение – аншлаги, вывески существующих коммерческих объектов, памятные доски и старые вывески, ставшие уже знаковыми для места (Прометей, Аэрофлот и т.п.).
Проблема: отсутствие подсветки зданий.
Фасады домов на «первой линии» основных улиц можно подсветить. Не обязательно полное освещение фасада, а возможно лишь выделение отдельных ритмических элементов зданий или их контуров.
Проблема: разношёрстна навигация или её отсутствие.
На всех домах разместить обновлённые навигационные таблички с названием улицы и номером дома (аншлаги). Проект таких табличек для Братска и рекомендации по их размещению несколько лет назад разработал Виталий Непомнящий.
В отдельный блок стоит вынести проблемы внешнего вида коммерческих помещений.
Проблема: крылечко каждого магазина обшито разными материалами в разных стилях.
Для магазинов, расположенных в исторических зданиях, есть единственно правильное решение – снятие всей облицовки с фасадов первых этажей и возвращение фасаду исторического вида. В городе нет исторических зданий, поэтому возможен вариант и полного снятия обшивки фасада (если, например, единственное крылечко в здании), и попытка упорядочить вид крылечек другими методами, описанными ниже.
В рамках одного дома с насыщенными рядами коммерции на первых этажах возможна разработка единой линии карниза/фриза для размещения вывесок коммерческих организаций. Подобный карниз визуально объединит все коммерческие помещения, и в то же время «отобьёт» разношёрстный коммерческий первый этаж от визуально более спокойных жилых этажей.
Проблема: окна или витрины наглухо заклеиваются рекламой.
Все окна/витрины должны быть открыты. Организация витрины за окном даёт глубину уличному пространству.
Проблема: разношёрстные вывески и обилие неуместной рекламы.
Все вывески должны содержать только название коммерческого объекта, без рекламы, слоганов, перечислений видов продукции, наклеек с фотографиями товаров. Вывески объёмные, состоящие из отдельных букв. Буквы светящие или с внешней подсветкой. Разные вывески в рамках одного здания сомасштабны между собой.
Проблема: использование неуместных для центра города временных материалов. Запрет на использование и размещение на фасадах профлиста, баннерной ткани, плёнки с печатью. Часто вместо ремонта фасада проблему пытаются спрятать, затянув фасад баннером с «красивыми картинками» или печатью рисунка фасада – такое решение возможно при проведении ремонтных работ, но недопустимо на постоянной основе.
Приведённые примеры – далеко не полный список проблемных мест в облике города, равно как и предложенные решения не являются единственно возможными. Но хотелось бы, чтобы при обсуждении и реализации дизайн-кода Братска всё не ограничилось покраской фасадов, а решения принимались в контексте общей идеи улучшения облика города.
Фото портала «Удивительный Братск»
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!