Иркутский драматург Павел Маляревский
22 января 2024
21 января 2024 года исполнилось 120 лет со дня рождения человека, чьи пьесы в 1950-е годы прошли в 115 городах СССР на нескольких языках и неоднократно транслировались в эфире всесоюзного радиовещания.
Павел Григорьевич Маляревский родился 8 (21 января) 1904 года в Тобольске в семье директора народных училищ. Детство будущего драматурга прошло в атмосфере семейных чтений, домашнего театра, он рано приобщился к поэтическому творчеству, писал стихи.
Сразу после школы Павел два года проработал библиотекарем, в девятнадцать лет уехал в Иркутск, поступил в университет, получил диплом юриста.
«Этому молодому человеку - начитанному, пишущему фельетоны, сценки, очерки, стихи, одновременно читающему лекции в вузе - вряд ли стоило работать инспектором бюро жалоб. В 1932 году он подал заявление с формулировкой по «собственному желанию».
В 1933 году он был принят в штат Восточно-Сибирского института снабжения (затем Иркутский институт советской торговли) на должность доцента кафедры организации и техники торговых предприятий, где преподавал до 1937 года. После ликвидации института Маляревский читал лекции руководящим работникам торговли в институте повышения квалификации «Иркутский факультет особого назначения» (1937-1940).
Однако к тому времени он все больше идет к театру. В 1937 году к драматургу пришло признание: его пьеса-сказка «Счастье» на основе бурят-монгольского фольклора была поставлена в Иркутском ТЮЗе, ее приняли в репертуар театров Москвы, Ленинграда, Улан-Удэ. Его пригласили заведующим литературной частью Иркутского ТЮЗа, созданного при его активном участии. А с 1939 года Маляревский – заведующий литчастью Иркутского драматического театра.
Энергия творческого ресурса, заложенного природой, нашла выход в написании пьес (хотя самая первая, «Доржи Банзаров», родилась в 1934 году): «Счастье», «Кот в сапогах», «Канун грозы», «Меч Китая», «Чудесный клад», «Конёк-горбунок», «Костёр», «Репка», «Сильнее смерти», «Камень-птица» и т. д», - отмечает в статье Галина Солуянова.
«Не было такого ТЮЗа, где бы не шли пьесы-сказки Маляревского. И глубоко не правы те, кто и сейчас продолжает считать Маляревского драматургом местным: его имя - где-то в первой четвёрке драматургов, писавших для детей. Самуил Маршак, Евгений Шварц, а после - Татьяна Габбе и Павел Маляревский. Его талант, драматургический и человеческий, признавали ведущие мастера театра», - пишет театральный критик Наталья Флорова-Лещёва.
Творчество Павла Маляревского высоко оценивал Валентин Катаев.
В годы Великой Отечественной войны Павел Григорьевич создавал для Иркутска специальные концертные программы, так называемые «Боевые теасборники» с одноактными пьесами, чтением стихов, песнями.
В начале войны он написал пьесу-сказку «Меч Китая», в 1942 году её премьера прошла на сцене Московского областного ТЮЗа. Для иркутских театров Маляревский создал пьесы военной тематики «В городе Н.» и «Партизаны уходят в лес», в театре кукол шёл спектакль по его пьесе «Кухня Геббельса». Режиссер Юрий Киселев в 1943 году поставил в театре спектакль «Падение острова Блютенбайль» по фантастической пьесе Маляревского.
Когда в 1942 году в Иркутском театре музыкальной комедии решили начать работу над созданием собственного оригинального спектакля, вместе с композитором Семеном Заславским и режиссёром Алексеем Алексеевым Павел Маляревский создал антифашистский спектакль «Под небом Праги», премьера которого состоялась 7 ноября того же года.
Одной из лучших сказок драматурга стал «Чудесный клад» (1947). Инсценировав сказку Петра Ершова «Конёк-Горбунок», Маляревский создал оригинальное произведение, с успехом поставленное в Центральном детском театре знаменитой Марией Кнебель. Роль Иванушки первым исполнил молодой Олег Ефремов. По пьесе был создан мультфильм «Волшебный клад», вдохновивший молодого композитора Родиона Щедрина на создание одноимённого балета, впервые показанного в 1960 году в Большом театре.
За пьесу «Канун грозы», написанную на основе событий Ленского расстрела 1912 года, драматург Маляревский и артисты Иркутского драматического театра Василий Лещев (роль Федора Федорова), Екатерина Баранова (роль Пелагеи Русских), Николай Харченко (роль Никиты Русских), Розалия Юренева (роль Маланьи Тихоновны), Александр Терентьев (роль Петра Демчинова), Владимир Серебряков (роль Егора Еремина), Римма Байкова (роль Даши) в 1952 году были удостоены Сталинской премии третьей степени (25 тысяч рублей). Ее перевели на иностранные языки и поставили во многих театрах СССР и других стран.
Для взрослых из-под пера Павла Маляревского вышли пьесы «Крутые перекаты», «Поэма о хлебе», «Камень-птица», «Модель инженера Драницына», повесть «Здравствуй, жизнь!» и «Очерк из истории театральной культуры Сибири», посвящённые вековой истории иркутского театра.
«Он был щедр душой и богат талантами драматурга, прозаика, режиссёрским видением и педагогическим чутьём…, - вспоминал о нём народный артист России, лауреат премии «Золотая маска» Виталий Венгер. - Являясь заведующим литературной частью театра, Павел Григорьевич с любовью и настойчивостью проявлял свои новаторские качества. Зная прекрасно актёрскую природу, сидя на репетициях собственных пьес, он часто подсказывал приспособления, черты характеров, вскрывал вторые планы фраз персонажей. Кому как, не знаю, конечно, но я очень пользовался его советами и выигрывал в работе над ролями. Он был фанатом тщательнейших проработок ролевого материала».
Павел Григорьевич ушёл из жизни 4 марта 1961 года. Он похоронен на Глазковском кладбище, его могила находится напротив могилы известного поэта Ивана Молчанова-Сибирского.
17 июня 2014 года на фасаде дома по ул. Красного Восстания, 5, где жил драматург, была установлена мемориальная доска.
Библиографическое издание «В старые сказки вдохнул новую жизнь» содержит данные об основных этапах жизни и творчества писателя, а также список его произведений и литературы о нём из фонда Гуманитарного центра-библиотеки имени семьи Полевых.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!