Иркутские летчики спасли остров Врангеля

23 марта 2020

Авиаторам Иркутского управления ГВФ Отто Кальвицу и Францу Леонгардту, чья судьба оказалась связанной с Иркутском, в центре города на Иерусалимской горе установлен памятник. Он сделан в виде обелиска с прикрепленным к нему воздушным винтом. В этом году мемориалу исполняется 90 лет. В марте 1930 года пришло телеграфное сообщение об их гибели в районе Сангарских копей при выполнении специального рейса. Столько же прошло с момента безвременной гибели летчиков в авиакатастрофе в Якутии. Об этом материал Андрея Коршунова в еженедельнике "СМ Номер один". 

Этот мемориал сейчас воспринимается как памятник первому героическому этапу авиационного освоения Восточной Сибири. В честь знаменательной даты хотелось бы вспомнить еще один яркий эпизод из общей биографии Кальвица и Леонгардта. А именно их участие в борьбе за восстановление суверенитета СССР над о. Врангеля.

Это стратегически важная территория в восточной Арктике с прилегающими водными пространствами, на которую в начале 1920-х годов претендовали сразу несколько мировых держав - США, Канада и Великобритания. Тем не менее молодое советское государство нашло силы и мужество отстоять свои права на остров Врангеля.

Эта история добавляет памятнику на Иерусалимской горе монументальности. Остров Врангеля находится между Северо-восточным и Чукотским морями. Через него проходит 180-й меридиан. То есть одна часть острова находится в западном полушарии, а другая - в восточном. В одной части острова по календарю происходит «сегодня», а в другой - уже «завтра».

Первым из ученого мира наличие острова в этом районе предсказал Михаил Ломоносов. Он доказывал возможность «восточно-северного мореплавания в Индию и Америку» и изучал рассказы промысловиков и данные экспедиций, которые проводили исследования в этой части Земли.

Опираясь на них, Ломоносов предположил, что вблизи северо-восточного побережья России должен находиться остров. Но поскольку сомнений в его существовании было много, остров получил название Сомнительный.

Чукчи тоже с XVII века знали, что к северу от их земли, которую сейчас именуют Чукоткой, есть большой остров. Они называли его Умкилир, что переводится как «остров белых медведей». От чукчей об этой территории узнал и русский исследователь Фердинанд Врангель. В 1821-1823-х годах он предпринял три попытки добраться до острова, но все они закончились неудачей из-за непроходимых льдов. Тем не менее Врангель нанес примерное расположение острова на карту.

В 1867 году к неведомой земле смог подойти американский китобой Томас Лонг. Формально он стал первооткрывателем острова, но зная об изысканиях Врангеля, Лонг назвал остров в честь русского офицера.

В этом же году в соответствии с русско-американским договором о разграничении северных территорий о. Врангеля оказался в зоне российского влияния. В дальнейшем остров еще несколько раз «открывали». Каждое «открытие» необитаемой земли сопровождалось провозглашением ее принадлежности той или иной державе.

Точку в споре могла поставить русская гидрографическая экспедиция Вилькицкого, которая в течение 1910-1915-х годов проводила масштабные исследования в Северном Ледовитом океане. В том числе были с моря изучены очертания о. Врангеля. Также в 1911 году участники экспедиции высадились на острове, установили навигационные знаки и подняли на нем флаг Российской империи.

Авторитет экспедиции в мире был очень высок, и казалось бы, вопрос о принадлежности острова Врангеля решен окончательно, но…

В начале 1920-х годов Российское государство, охваченное Гражданской войной, оказалось в уязвимом положении для внешней агрессии. Слухи о скором захвате Японией огромных территорий на Дальнем Востоке и в Забайкалье возбуждали аппетиты и других держав.

Воспользоваться ситуацией решил известный в то время исследователь американской части Арктики канадец Вильялмур Стефанссон.

Еще в 1914 году канадская бригантина «Карлук» - участник полярной экспедиции, которой руководил Стефанссон, потерпела крушение возле острова Врангеля. Команда судна провела зимовку на острове. Изучив их отчеты, Стефанссон пришел к выводу, что колонизация острова Врангеля будет выгодным предприятием. Разбогатеть он рассчитывал за счет зверобойного промысла.

Также, по мнению Стефанссона, недра острова должны быть богаты золотом, поскольку считалось, что его геология схожа с геологией Аляски.

Свой проект Стефанссон сначала предложил правительству Канады. Но столкнувшись с нерешительностью канадских чиновников, обратился к Великобритании. Англичане неофициально поддержали проект, и в мае 1921 года парламент Канады, который в то время был доминионом Британской империи, провозгласил остров Врангеля своей собственностью.

6 сентября 1921 года на острове было основано поселение из пяти канадских колонистов, которые подняли на нем британский флаг. Главной задачей поселенцев был зверобойный промысел. Также в группу входил геолог, который исследовал реки о. Врангеля в поисках золотых самородков.

Сам Стефанссон при этом остался на «большой земле», чтобы и дальше продвигать проект в политических сферах.

Отреагировать на аннексию Советы смогли не сразу. До конца 1923 года они были связаны присутствием на Дальнем Востоке японского воинского контингента. Только после окончательного выдворения интервентов у страны оказались развязаны руки для решения других насущных проблем.

Советское правительство закидало английских дипломатов нотами протеста. Первая из них была направлена летом 1922 года. Но только после очевидного усиления СССР на Дальнем Востоке в 1924 году Британская империя на специально организованной в Лондоне конференции, посвященной статусу о. Врангеля, официально отказалась от любых прав на эту территорию.

Опираясь на решение конференции, руководство СССР летом 1924 года отправило на остров Врангеля советский военный корабль «Красный Октябрь», который должен был освободить оккупированную северную землю от иностранных колонистов. Но в это же время в борьбу за северную землю вступил новый игрок - Соединенные Штаты Америки.

Американцы стали называть остров Новой Колумбией (под «Старой Колумбией» подразумевались окрестности одноименной реки на Аляске). На перехват «Красного Октября» был отправлен американский военный крейсер. К счастью, этот корабль не смог выполнить задания по причине поломки винта.

Тогда на остров Врангеля была послана быстроходная китобойная шхуна. Ее экипаж должен был раньше «Красного Октября» оказаться на острове и водрузить над ним американский флаг. Таким образом американцы рассчитывали осуществить заявку на право обладания территорией, а в дальнейшем, манипулируя международным правом, подкрепить «заявку» юридически.

Шхуне тоже не повезло. Ее затерло льдами. А удача оказалась на стороне русских. «Красный Октябрь» первым подошел к острову Врангеля. Его экипаж высадился на берег, водрузил на высоком флагштоке красный советский флаг и арестовал группу бывших на острове иностранных промысловиков.

Матросы американской шхуны, узнав, что русские их опередили, в досаде подняли флаг своей страны на маленьком острове Геральд, который находится в 70 км восточнее острова Врангеля.

Тем временем «Красный Октябрь» благополучно вернулся во Владивосток, передав властям незадачливых иностранных колонистов о. Врангеля. В СССР им было предъявлено обвинение в нарушении суверенитета страны и хищнической добыче животных. В дальнейшем через Китай они были высланы на Аляску.

Чтобы окончательно закрепить остров Врангеля в юрисдикции СССР, было решено основать на нем постоянную колонию советских поселенцев. Летом 1926 года к северной земле на пароходе «Ставрополь» отправилась экспедиция с группой поселенцев под руководством молодого ученого-полярника Георгия Ушакова. В основном это были чукчи и эскимосы.

Несмотря на уже богатую колонизаторскую историю острова Врангеля, ни у кого не было истинных представлений о его точных размерах, границах и рельефе. Поэтому в состав экспедиции были включены полярные летчики Кальвиц и Леонгардт, а на «Ставрополь» был погружен гидросамолет «Юнкерс Ю-13». Авиаторы должны были обследовать остров с воздуха, чтобы дать колонистам необходимые сведения о его географии.

Отто Кальвиц - участник революционных событий в Финляндии - был одним из немногих советских летчиков, который имел опыт арктических полетов. Годом ранее он уже участвовал в перелете из Ленинграда на архипелаг Новая Земля. Этот перелет открыл целую серию знаменитых полярных рейсов советских авиаторов.

Под стать Кальвицу подобрался бортмеханик. Франц Леонгардт - активный венгерский революционер, вынужденный эмигрировать в Россию после падения Венгерской Социалистической Республики. Оба летчика обладали недюжинным мужеством и неординарными волевыми качествами.

Первым делом поселенцам на острове необходимо было выбрать место для размещения базы. Во многом от месторасположения поселка зависел успех миссии и дальнейшая судьба о. Врангеля.

Чтобы определиться с местом, нужно было совершить над островом первый в истории восточной Арктики полет на самолете.

Насколько это было непросто, можно судить по описанию этой воздушной эпопеи, которое сделал летчик и литератор Василий Каменский в книге «В небе Чукотки». В сокращенном виде оно выглядит так:

Когда «Ставрополь» прибыл к острову, гидросамолет сняли с парохода и отбуксировали в бухту Роджерса. Там матросы помогли Леонгардту навесить крылья и «отгонять мотор».

На следующий день Кальвиц сделал пробный полет, но на высоте десяти метров мотор заглох и пришлось совершать аварийную посадку. В конце пробега по водной глади самолет наткнулся на стамуху (высоко торчащую льдину). В результате был поврежден поплавок, разбит конец винта, а самолет частично затонул. Казалось бы, воздушное изучение острова закончилось в самом начале…

Но Кальвиц, Леонгардт и десять моряков по пояс в ледяной воде спинами подняли крыло самолета и водрузили его на понтон. Затем, разведя костер, раздевшись догола и обтеревшись спиртом, чуть-чуть подсушили одежду и принялись за выяснение причин аварии и ремонт самолета.

«Прошло семь дней каторжного труда. Мотор полностью разобрали, заменили поврежденные части, заклепали поплавок… Кальвиц температурил, Леонгардт еле передвигался, но они не могли поступить иначе - Чукотское море не место для прогулок», - описывает Каменский те обстоятельства, в которых оказались летчики. От того, насколько быстро они восстановят самолет, зависело, успеют ли поселенцы вовремя подготовиться к зиме, а «Ставрополь» - покинуть арктическую зону до наступления холодов и бурь.

«Мне неизвестно, был ли подобный случай в истории авиации, - продолжает Каменский, - но Кальвиц нашел выход. Он своими руками обрезал обе лопасти винта, выровнял здоровую по больной, отшлифовал, отбалансировал и сказал: «Двум смертям не бывать, а одной не миновать!» «Кальвиц понимал, что если завтра не сделает полета для Ушакова, то бездарное участие в столь трудном походе будет мучить его всю жизнь». К счастью, пробный полет отремонтированного самолета был совершен благополучно, и в течение следующего дня 11 августа 1926 года Кальвиц вместе с Ушаковым на месте бортмеханика облетел весь остров.

Ушаков внимательно отмечал очертания острова, рельеф, реки, скопления животных. В дальнейшем эти знания не раз выручали экспедицию, помогая ориентироваться на местности, добывать пропитание и спасаться от непогоды.

Так подвиг летчиков Кальвица и Леонгардта стал одним из главных звеньев в цепи событий, которая накрепко связала судьбу о. Врангеля с судьбой России.

Андрей Коршунов, СМ Номер один

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также