Оптимизация в кризис - зло или благо?

23 апреля 2015

Бизнес-тренер, консультант, психолог, генеральный директор консалтингового центра «Стратегия успеха» Алена Мосягина рассказывает о том, как правильно проводить оптимизацию компании к кризис. 

Опыт первого кризиса в качестве владелицы бизнеса я получила в 2008 году. Первые полгода продержала компанию на глубочайшей уверенности, что «Кризис – в голове!», и мы работали с энтузиазмом без особых перемен и перебоев. Во вторые полгода я свернула малодоходные проекты, расширила «линейку продуктов» и предложила клиентам услуги по доступной цене. Еще через несколько месяцев «полегчало», и консалтинговый центр «Стратегия успеха» продолжил работу, как ни в чем не бывало.

На этот раз ситуация в чем-то похожа. Спад рынка наметился в августе прошлого года, все восемь месяцев мы работали много и упорно. Спад у нас начался в марте, и я организовала новый для нас тренинг «Оптимизация внутри компании: люди, деньги, технологии» (фрагменты с тренинга можно посмотреть на нашем youtube-канале) . Пришлось погрузиться в тему оптимизации - искать в интернете, изучать семинары, опрашивать клиентов и партнеров.

Что обычно делают руководители компаний в кризис?

Волнуются, нервничают.

 - Эмоциональное принятие решений.

Пытаются улучшить сбыт за счет скидок.

 - Снижение цен, распродажи, демпинг (мне, к примеру, дважды предложили приобрести профессиональную библиотеку для бизнес-тренера по низкой цене);

Оптимизируют расходы.

- сворачивание проектов развития (инвестиционных);

- закрытие убыточных направлений;

- сокращение зарплат;

- увольнение сотрудников;

- сокращение расходов из категории «ВАЖНОЕ, но не СРОЧНО» (анализ, обучение, стратегические шаги, профилактика, развитие, маркетинг, реклама и др.)

Часть данных шагов, как кофе, бодрит только первые полчаса, а потом может ухудшить ситуацию. А мера сокращения сотрудников в данный кризис вообще опасна. Дело в том, что на этот раз бизнес попал еще и в серьезную демографическую яму! Обычно в кризис из-за увольнений к работодателю выстраивается очередь кандидатов, из которых он может выбрать себе людей по нраву. Но сегодня все не так. Минус десять миллионов человек по сравнению с предыдущим поколением работников – это минус 25% рынка работоспособного населения. Очереди к работодателю не возникло и не возникнет. Вывод? Людей выгодно беречь.

Так что на самом деле помогает бизнесу? Какие шаги по оптимизации следует предпринять? Консалтинговый центр «Стратегия успеха» рекомендует:

Внешние шаги:

1. Необходимо восполнить нехватку информации, держать руку «на пульсе». Анализ и мониторинг. Отслеживать цены, тенденции, предложения рынка. Быть «в тренде». А также оценивать активность и результативность бизнес-процессов внутри.

2. Оптимизация расходов. Избавиться от всего, что не приносит доход сейчас, договориться с партнерами и поставщиками о снижении цен, других выгодах.

3. Разработать новые, интересные потребителю направления для работы – более выгодные, доступные, актуальные

4. Проявить заботу о клиентах и партнерах. Быть полезными. Делиться – советами, информацией, связями. Есть правило жертвовать часть доходов, чтобы доходы были стабильными. Благотворительность и не обязательно деньгами, а временем, силами, теми ресурсами, какие есть.

Внутренние шаги. Оптимизация бизнес-процессов:

1. Оптимизация внутренних процессов.  Все должны активно работать, понимая, что сейчас каждый рубль достается непросто. Улучшить взаимосвязи ВНУТРИ, удалить «пустоты», ненужные действия, что-то вынести на аутсорсинг.

2. Контроль и дисциплина,  меры против  безответственности.

3. Оптимизация в кадрах. Это не обязательно сокращение, а более рациональное распределение обязанностей. Да, возможно, придется работать «за двоих», но это лучше, чем искать работу или потерять доход.

4. Платить за результат. Уменьшить оклад, увеличить бонусную составляющую. Если попадается - подобрать на рынке труда лучших специалистов.

5. Командная работа. Метод – «Работа через игру», эффект синергии. Да, в кризис это непросто, но важно вносить в повседневность позитив, юмор, сплочение. Поднимать персонал по эмоциональному тону.

Оптимизация, по сути, затрагивает ключевые процессы в условиях кризиса:

- планирование;

- маркетинг и продажи;

- обслуживание клиентов;

- закупки;

- управление персоналом.

Подробнее можно узнать на новом тренинге «Оптимизация внутри компании», где обучение построено в формате «рабочей группы».

Что мы делаем на практике? Мы сформулируем список вопросов-задач для каждого участника и поэтапно находим ответы.

Учимся:

 - Не принимать эмоциональных решений, основанных на сиюминутной ситуации, страхах.

- Не метаться, управлять эмоциями. Повышать себя «по тону», вдохновляться.

Займемся анализом – внутренним и внешним:

- Актив/ пассив.

 Снаружи: цены, действия, продукт.

- Вводим строгий учет и контроль.

- Решаем прямо на тренинге – что можно оптимизировать в бизнес-процессах.

- Тренируемся четко озвучивать персоналу план действий в позитивном ключе.

- Находим идеи (о новых рынках, новых условиях). Осваиваем нематериальные факторы роста.

- Тренируемся РАБОТАТЬ – лучше, активнее, результативнее.

Тренинг «Оптимизация внутри компании» будет проведен в виде открытой группы 5 июня 2014 года, для отдельной компании – по согласованию с заказчиком.

В заключение скажу: нет четкого ответа на вопрос «Оптимизация - это зло или благо?»  Все зависит от контекста. Оптимизация нужна. Но – грамотная. Поэтому мы и делаем это вместе – с клиентами, партнерам, на тренинге и вне его.

Автор: Алена Мосягина, бизнес-тренер, консультант, психолог, генеральный директор консалтингового центра «Стратегия успеха» www.strategius.ru

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также