Базовые школы РАН Приангарья будут активно взаимодействовать с университетами

23 июля 2021

Для привлечения молодых людей в науку и сферу высоких технологий в декабре 2018 года стартовал проект «Базовые школы РАН». Для участия в проекте РАН и минпросвещения России выбрали 108 школ в 32 регионах. От Иркутской области в список попали лицей ИГУ, ангарский лицей № 1 и лицей № 2 города  Братска.

На прошлой неделе в президиуме Российской академии наук состоялось первое всероссийское совещание участников проекта «Базовые школы РАН». Его посвятили обсуждению промежуточных результатов проекта и предстоящих задач. Президент РАН, академик Александр Сергеев отметил значение новых технологий в современной жизни, роль взаимодействия технологий и знаний.

Большую заинтересованность в работе базовых школ РАН проявляют главы большинства регионов, органы управления образованием на уровне субъектов и отдельных городов. Они обеспечивают финансовую, кадровую, материально-техническую, методическую поддержку проекта. На июнь 2021 года на региональный уровень переведено 25 базовых школ РАН из восьми субъектов страны.

Отличительная особенность базовых школ РАН – высокое качество общеобразовательной подготовки. Ученики успешно участвуют в олимпиадах и конкурсах. По результатам ЕГЭ-2020 средний балл выпускников на 13 % превышал общероссийский показатель. В 2020 году в ведущие вузы (федеральные, национальные, исследовательские и другие) поступило 88 % выпускников базовых школ РАН, при общероссийском показателе в 69%.

В базовых школах РАН создаются уникальные инновационные образовательные модели, опыт использования которых заслуживает обсуждения и тиражирования. В рамках круглого стола «Учебные планы, программы, образовательные технологии базовой школы РАН: опыт разработки и реализации» на всероссийском совещании участников проекта «Базовые школы РАН» замдиректора братского лицея № 2, кандидат педагогических наук Юлия Ткачева представила доклад «Индивидуальная образовательная программа обучающегося профильной школы как основа его профессионального самоопределения».  Лицей работает по модели «Профильная школа – ресурсный центр». Это позволяет не только обучать школьников на повышенном уровне по нескольким профилям, но и проводить консультации, лабораторные занятия с учениками других школ, интересующихся научно-исследовательской деятельностью. За прошлый учебный год было разработано и реализовано восемь программ под руководством ведущих ученых – представителей научных институтов СО РАН и иркутских вузов.

Говоря о практической значимости совещания, Юлия Ткачева подчеркнула важность представления своего опыта и возможность знакомства с опытом реализации проекта в других школах, обмена интересными идеями развития базовых школ РАН. Кроме этого, участники совещания получили ряд конкретных предложений и направлений дальнейшей деятельности от рабочей группы проекта, от представителей научных институтов и вузов, от коллег – сотрудников школ из других регионов.

Лицей ИГУ на совещании отметили благодарностью за активное участие в проекте «Базовые школы РАН», эффективную работу по профессиональной ориентации обучающихся на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий. Директор лицея ИГУ, кандидат физико-математических наук Елена Кузьмина отмечает, что образовательное учреждение имеет большой опыт организации научно-исследовательской работы с учащимися. Лицеисты активно участвуют в лицейско-университетских проектно-инженерных командах под руководством научных сотрудников ИРНИТУ. Часть лицеистов 9 и 11 классов активно работают в совместном научном проекте «Наставник» Иркутской области и РФФИ под руководством профессора Иркутского государственного университета Олега Кузьмина. Они стали активными участниками научного лектория, прослушав цикл лекций ученых академических учреждений Иркутска и Иркутского государственного университета.

Не менее важным, по мнению Елены Кузьминой, является и построение непрерывной траектории «школа – вуз – наука». Помимо финансирования, для успешной реализации проекта необходим уникальный подход как к ученикам, так и к педагогам. Учителя лицея пройдут повышение квалификации в будущем учебном году. Педагоги отмечают, что после присвоения базовым школам РАН статуса Федеральных инновационных площадок (ориентировочно это произойдет в августе-сентябре), появится возможность принимать участие в грантовых программах.

У школ в планах на будущий учебный год намечены научно-популярные лекции и семинары для школьников и учителей с участием профессоров РАН, повышение квалификации педагогов, участие в федеральных и региональных проектах, работа с университетами.

Каждый академический институт в той или иной степени задействован в проекте «Базовые школы РАН», отмечает научный сотрудник Института динамики систем и теории управления имени В. М. Матросова СО РАН, член рабочей группы по базовым школам РАН Иркутской области, кандидат технических наук Андрей Михайлов. Он также считает важным активное взаимодействие с университетами.

«Нам действительно необходимо работать над трехступенчатой моделью для построения научной карьеры учеников. Это можно сделать через близкое знакомство школьников с вузовской наукой. Привлечение молодых ученых из ведущих вузов региона будет обсуждаться на ближайшем заседании рабочей группы по базовым школам РАН Иркутской области», – говорит Андрей Михайлов.

Кроме этого, со стороны научных институтов Иркутской области сейчас ведется работа над формированием банка исследовательских проектов учеников базовых школ РАН.

Материал и фото предоставлены пресс-службой РАН

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также