Чернышевский и Иркутск
24 июля 2018
24 июля 2018 года исполняется 190 лет со дня рождения Николая Чернышевского.
"Глагол" публикует небольшой фрагмент из справочника "Литературные страницы Иркутска", написанные в соавторстве историком Алексеем Петровым* и библиографом Риммой Михеевой.
Николай Гаврилович Чернышевский – русский писатель, литературный критик, публицист. Родился в 1828 году в семье священнослужителя. После Саратовской семинарии учился в Петербургском университете на философском факультете. В 1855 году защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», где провозгласил первенство прекрасного в жизни над прекрасным в искусстве. В 1854-1862 годах сотрудничал в журнале «Современник», защищал реализм в русской литературе того времени, вёл философские, политические и экономические обзоры. Он дал важные оценки произведениям Ивана Тургенева, Льва Толстого, Александра Островского, Михаила Салтыкова-Щедрина, А. Ф. Писемского.
Выступал Чернышевский и историком литературы – «Сочинения А. С. Пушкина» (1855), «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1856). Он откликнулся на реформу 19 февраля 1861 года, освободившую крестьян от крепостной зависимости, но не давшую им землю, революционной прокламацией «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».
В июле 1862 года Чернышевский был арестован и заключён в Петропавловскую крепость (поводом послужило письмо А. И. Герцена из Лондона в «Современник»), там он создал роман «Что делать?», «Повести в повести», «Мелкие рассказы».
Невнимательность цензора позволила напечатать «Что делать?». Роман попал в нерв эпохи. Книжные построения Чернышевского стали моделью поведения «новых людей». Идея свободы распространялась быстро, роман вызвал и критические отклики, в особенности, по «женскому» вопросу и взглядам «новых людей» на семью и брак. Чернышевский полагал, что надо освободить женщину от цепей заурядного, обывательского брака и предоставить ей свободу любить, кого она хочет (и это за 100 с лишним лет до сексуальной революции на Западе!)
В мае 1864 года после ареста и пребывания в Петропавловской крепости в Петербурге, гражданской казни, Чернышевский был отправлен в Сибирь. Под усиленной охраной жандармов он прибыл в Иркутск, семь дней провёл в Иркутском тюремном замке, затем препровождён отбывать срок каторжных работ на Усольском солеваренном заводе. Оттуда Чернышевского на два года перевели в Кадаинскую тюрьму под Нерчинском, а оттуда на пять лет – на Александровский завод.
В мае 1865 года в Иркутск приехала жена Чернышевского - Ольга Сократовна с сыном Михаилом. Она долго добивалась разрешения на встречу с мужем. Наконец, в сопровождении жандарма она прибыла в Кадаю. Там, в присутствии охранника, произошло их долгожданное свидание.
10 августа 1871 года срок пребывания Николая Чернышевского на каторге истёк. Он писал жене: «10 августа кончается мой срок оставаться праздным, бесполезным для тебя и для детей. К осени, думаю, устроюсь где-нибудь в Иркутске или около Иркутска и буду уж иметь возможность работать по-прежнему».
Но все пошло не так. 18 декабря 1871 года Чернышевского в третий раз тайно привезли в Иркутск. В Петербург он дал родственникам успокоительную телеграмму: «Еду на север жить. Поездка очень удобно устроена. Я совершенно здоров». Чернышевский никогда не терял бодрого духа, был всегда спокоен, сдержан, хотя даже никогда не пользовался правами ссыльного поселенца: его всюду сопровождал конвоир. 20 декабря Чернышевский в сопровождении трех жандармов направился в долгий путь – в Вилюйск.
Это был для него страшный удар, так как обрекал его на полное духовное одиночество. Двенадцать лет он прожил в ледяной пустыне, окруженный тайгой, болотами, топями и жандармами. Единомышленники неоднократно предпринимали попытки освободить его из ссылки. В Иркутск приезжали Герман Лопатин и Ипполит Мышкин, но их планы не осуществились, так как были раскрыты жандармами.
Чернышевский вернулся из ссылки в 1883 году, жил в Астрахани, а затем в родном Саратове, где и скончался, не реализовав свои многочисленные творческие планы.
Книги и портреты Николая Чернышевского продавались в книжных магазинах царского Иркутска, о чем сообщала местная пресса. Так, в 1910 году томик можно за два рубля можно было приобрести на главной улице города – Большой.
Творчество Николая Чернышевского и его судьба оказали огромное влияние на молодёжь России. В советское время творчество писателя изучали в школе. Сочинения его изданы тиражом более 22 млн. экземпляров на всех языках народов бывшего СССР.
В постсоветское время литературоведы и критики сдержанно относятся к литературному творчеству Чернышевского, многие считают его литературный талант посредственным, а романы «Что делать?» и «Пролог» художественно слабыми.
Одним из резких критиков Чернышевского стал писатель Владимир Набоков, опубликовавший в 1938 году роман «Дар» о жизни писателя. По его мнению, Чернышевский – «близорукий материалист», не разглядевший ни русскую природу, ни русскую жизнь. Возможно, Набоков прав. Но надо быть объективным и признать, что вопрос «Что делать?», заданный Чернышевским, весьма актуален и в нынешней России. И нужно не забывать слова писателя: «Нам впереди на многие столетия обеспечена счастливая доля делаться самим и устраивать свою жизнь всё получше и получше. Русский, у кого есть здравый ум и живое сердце, до сих пор не мог и не может быть не чем иным, как патриотом».
В Иркутске по решению пленума городского совета в 1934 году бывшая улица Черныховская, названная по имени купца, была переименована в улицу Чернышевского.
На фото картина "Отречение Чернышевского от помилования в 1874 году". Художник Борис Миловидов.
* признан минюстом РФ иноагентом
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!