Сибирский туризм: бренд, которого нет

26 декабря 2014

​С 29 октября по 1 ноября 2014 года в Вене прошел российско-австрийский культурно-туристический форум «Россия – Австрия», в котором приняли участие и несколько делегаций из Сибири.

Туризм Иркутск

В условиях взаимного недоверия, сложившегося сейчас между некоторыми государствами, актуальность усиления сотрудничества в туристической сфере между Россией и Австрией имеет повышенное значение.

Австрийская бизнес-лояльность

Форум «Россия – Австрия», организованный министерством культуры РФ и Палатой экономики Австрии, собрал более 200 человек, что свидетельствует о его значимости для обеих сторон.

Деловое сотрудничество между двумя странами, в том числе в туристической сфере, имеет долгую историю. Австрия ежегодно принимала более 400 тысяч туристов из России, многие австрийские компании были заняты на строительстве спортивных и рекреационных объектов в предолимпийском Сочи. Однако, как выразилась заместитель министра культуры РФ Алла Манилова, до недавнего времени сотрудничество развивалось хотя и благополучно, но хаотично. Одной из целей форума была выработка конкретных решений по систематизации и упорядочению экономического взаимодействия Россия – Австрия.

«Ежегодный рост выездного туризма из России составлял 15 %, а в 2013 году было зафиксировано даже 19%-ное увеличение. Все было хорошо, и никому не приходило в голову, что нужно проводить такого рода форумы. Однако на сегодняшний момент мы переживаем непростое время для туризма в Европе в целом и для туризма Россия – Австрия в том числе, – отметила замминистра. – Именно сейчас, как никогда, актуально перейти от позитивного, но стихийного развития рынка к стратегическому партнерству, планированию и кооперации».

Официальные представители Австрии в свою очередь также выразили высокую заинтересованность в конструктивном диалоге. По словам руководителя внешнеэкономического департамента Палаты экономики Австрии Вальтера Корена, в сложный период, через который, вольно или невольно, сейчас проходят страны, очень важно постараться не только сохранить уже сложившиеся экономические отношения, но и по возможности как можно больше укрепить и упрочить их. «В наши задачи входит построение осязаемого экономического моста, который позволит экономике всегда оставаться экономикой, вне зависимости от политической ситуации», – подчеркнул Вальтер Корен. А глава отраслевого объединения туристических компаний Австрии Эдвард Гордон добавил, что сам факт организации и проведения столь масштабного мероприятия именно сейчас может трактоваться в России как проявление лояльности и доверия Альпийской Республики к своему восточному партнеру.

Парад регионов

Для участия в форуме в Вену приехала довольно представительная делегация из России, которая включала людей, играющих ключевые роли в развитии туристической сферы. В столицу Австрии прибыли представители министерства культуры, Ростуризма, крупнейшего профессионального бизнес-объединения – Российского союза туристской индустрии, члены Национальной гостиничной ассоциации, Российской ассоциация малых туристских городов. Кроме этого, пять субъектов РФ были представлены заместителями председателей правительств и около 30 регионов Сибири, центра, северо-запада и юга России – министрами.

Важной комплексной задачей, которую поставили перед собой организаторы мероприятия с российской стороны, была демонстрация большого туристического потенциала регионов, привлечение внимания австрийских коллег к уникальным уголкам огромной страны.

«Россия - это не только Москва и Санкт-Петербург. Россия огромна, в ней есть масса регионов с замечательными природными и культурно-историческими памятниками, о которых иностранцы имеют весьма смутное представление», - отметил во время работы одной из секций форума заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Григорий Саришвили. Также приехавший в Вену в составе российской делегации заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Чернышов добавил: «Мы должны повсеместно демонстрировать, что 20 лет развития не прошли для нас даром и не везде по нашим улицам до сих пор ходят медведи».

В форуме участвовали представители Краснодарского края, республик Саха, Татарстан, чиновники из Чувашии, Тулы, Тамбова, Липецка, Калмыкии, Чечни, Карелии, Калуги. Состав делегации выбирался министерством культуры по принципу наличия в регионе туристического потенциала и уже имеющихся, работающих туристических объектов. Возможным кандидатам направлялись приглашения и предложения презентовать свой край.

Сибирь на форуме представляли Республика Алтай, Алтайский край, республики Хакасия и Бурятия. Иркутская область в рамках этого мероприятия представлена не была, хотя  агентство по туризму довольно регулярно выступает на европейских площадках с докладами о туристическом потенциале региона.

Сибирь для австрийцев

Министр культуры Хакасии Светлана Окольникова рассказала в стенах Экономической палаты Вены о своем регионе в первую очередь как о территории познавательного и событийного туризма. Гостям был продемонстрирован короткий фильм, где выгодным образом «прозвучали» природные красоты края, живописность национальных праздников, радушие местного населения. Представитель Бурятии - министр культуры республики Тимур Цыбиков - также упомянул в своем докладе о красоте Байкала, о том, что это один из пяти самых узнаваемых в мире российских туристических брендов, о возможностях круглогодичного отдыха в регионе, интересном культурном и религиозном потенциале края. 

В то же время большая часть выступления была посвящена инвестиционным проектам, которые реализуются на территории Бурятии в сфере туризма. Участие региона в госпрограмме по развитию особых экономических зон туристско-рекреационного типа предполагает развитие сферы по кластерному принципу, когда государство строит транспортную и коммунальную инфраструктуру, а частный бизнес возводит гостиницы, рестораны и другие объекты.

Кстати, концепция особой экономической зоны «Байкальская гавань», расположенной на берегу Байкала и включающей пять участков, была разработана при содействии австрийской консалтинговой компании Deloitte. После официальных мероприятий министр Цыбиков отметил, что он познакомился с представителями компании, занимающейся строительством канатных дорог и имеющей опыт работы в Сочи. Бизнесмены заявили, что им очень интересна возможность строительства канатных дорог в Бурятии. Однако предпринимателям хотелось бы выйти на прямые контакты, минуя различные бюрократические преграды, в чем министр культуры пообещал им помочь.

Ковать, пока горячо

Продвигать туристический продукт своего региона в Европе именно сейчас довольно целесообразно и выгодно. При тенденциях ослабления рубля для многих европейцев поездка на то же озеро Байкал будет стоить намного дешевле, чем, например, год назад. Это как раз та ситуация, когда кризисные явления или моменты стагнации экономики можно использовать в качестве точек роста для своего бизнеса.

Однако по двум краткосрочным докладам, сделанным во время форума, мало у кого из занятых в туристической отрасли австрийцев мог сложиться образ гостеприимной Сибири, приглашающей к себе массового туриста. Кроме этого, отдельным регионам, расположенным за Уралом, довольно сложно продвигать свой бренд самостоятельно. Из-за больших расстояний мало кому из среднестатистических европейцев захочется ехать, например, в Бурятию или Хакасию. Гораздо логичнее и выгоднее было бы предложить комплексный туристический продукт.

По словам Игоря Чернышова, который представляет в Совете Федерации Томскую область, сибирские делегаты были так немногочисленны, а единый сибирский туристический бренд не был представлен в Австрии потому, что такого бренда попросту нет.

«В Сибирском федеральном округе существуют регионы, имеющие большой потенциал с точки зрения международного туризма. Но нет ни единой дирекции, ни единого управления, ни единого турпродукта. Происходит лишь непрекращающееся перетягивание одеяла на себя. Нужно предлагать туристу, приехавшему в Красноярск, последующее посещение Иркутска, а затем, например, Бурятии. Но это должно быть сделано не так, что человек бесконечно едет в поезде. Нужно суметь продемонстрировать различные зоны туристической значимости по пути следования. Если их нет, их нужно придумать, нужно создать. И я считаю, что задача такой консолидации, объединения общих сил и создания единого туристического бренда «Сибирь» должна быть возложена в первую очередь на бизнес», – отметил Игорь Чернышов.

Анна Белова, Бизнес-Журнал

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также