Театр танца и пластики для особых детей откроется в Иркутске в июне

28 апреля 2015

Театр танца и пластики для реабилитации детей, которым с рождения каждое движение дается с трудом, откроется в Иркутске в середине июня. Ради воплощения этого уникального социального проекта, аналогов которому нет на территории от Урала до Владивостока, сейчас работает инициативная группа: проводит благотворительные акции, привлекает меценатов и просто неравнодушных людей, готовых сделать любой вклад в доброе дело, организует аукционы, специальные показы фильмов и акции на улицах. Результатом всех этих усилий по аккумулированию милосердия, добросердечности, искреннего желания помочь станет не просто театр, а театр особый, дающий возможность его участникам преодолеть преграды тела, а зрителям – почувствовать, сколько сил может давать сопереживание этим непростым актерам и восхищение их стремлением достичь мечты во что бы то ни стало. 

Вера: первый трудный шаг 

В проекте по созданию собственного театра для детей с ограниченными возможностями соединились две истории. Первая – история Веры Кращук, девочки с диагнозом «детский церебральный паралич» из Ангарска, которая начала заниматься в театре танца «PROДВИЖЕНИЕ» Владимира Лопаева и стала главной героиней документального фильма Марисоль Галыш «Сломанная кукла», победившего на кинофестивале в Каннах в номинации «Герой фестиваля». Первые успехи, прогресс, отмечаемый врачами, вдохновили ее продолжить занятия. Сейчас – уже вместе с двумя другими особыми детьми. После долгих репетиций они играют в созданном для них спектакле, поставленном для камерной сцены. 

– От занятия к занятию Вера меняется, они очень помогают ей, она стала пластичнее, гораздо лучше двигается правая рука, – делится Любовь Кращук, мама Веры. – У нее сейчас переходный возраст – 13 лет, иногда капризничает, не хочет заниматься дома, но стоит прийти на репетицию, как собирается, увлекается, готова осваивать новые движения. Конечно, устает (каждая репетиция длится 2–2,5 часа), но при этом очень довольна, каждый раз ждет встречи с режиссером. Плохо только одно: всегда приходится приезжать в новое помещение (зачастую со сложностью при подъеме туда Веры), привыкать к нему. Безусловно, в постоянном помещении театра не придется тратить время на адаптацию и у детей не будет психологического дискомфорта. 

Энергия инициативных

Вторая история, из которой сложился проект, связана с конкурсом идей, проведенным инициативной группой: каждый участник представлял свою идею, из них выбрали одну, на которой было решено сконцентрироваться всем. 

– Я сама занимаюсь в театре Владимира Лопаева, а также приезжаю на репетиции Веры – собираю материал для второго фильма. Уверена, занятия поставят ее на ноги, она пойдет самостоятельно, – говорит Марисоль Галыш. – Для меня важно показать не только результат, но и то, как она к нему стремилась, сколько труда вложила. Это пример невероятной силы воли, который даст надежду и другим детям с таким же диагнозом. Но чтобы можно было спокойно заниматься, сосредоточившись только на процессе, нужно постоянное удобное помещение. Оно изменит жизнь многих, и на это не жалко сил. 

По мнению Марисоль, «оседлость» театра также позволит ему стать площадкой для общения людей с разными физическими ограничениями не только между собой (планируется, что в постоянную труппу могут войти, например, звукорежиссер, осветитель, художник – колясочники), но и со здоровыми людьми. «Я многому научилась у Веры, общаясь с ней, и часто ловлю себя на мысли, что, говоря с этой сильной девочкой, чувствую, как очищается моя душа», – добавляет она. 

– С Марисоль Галыш, Верой и Владимиром Лопаевым я знакома около двух лет. Меня потрясло, что люди занимаются с такими детьми и работают на результат, на развитие детей с диагнозом ДЦП, на их адаптацию в социуме, – рассказывает участница инициативной группы, генеральный директор журнала «Vintage» Евгения Ковальская. – Я не сомневалась, что фильм «Сломанная кукла» покорит сердца людей. Мне было очень приятно, что Вера поехала в Канны (уже тогда мы помогали со сбором средств на дорогу). Наши люди очень отзывчивые, сердца сибиряков открыты для добрых дел. Поэтому, когда возник такой проект, я без тени сомнения включилась в него. Уверена, что в скором времени откроется театр танца Владимира Лопаева, приспособленный для репетиций детей с ограниченными возможностями.

Коллегу по проекту поддерживает его координатор – журналист Светлана Потапчук.

– Я абсолютно верю в энергию инициативной группы, поддержавших нас горожан, как верю и в то, что наша общая цель по созданию полноценного театра, удобного для занятий детей с ДЦП, обязательно будет достигнута, – подчеркивает она.

«Фундамент» для театра танцев уже есть: собственник одного из иркутских бизнес-центров безвозмездно предоставил помещение на три года.

– Это просторное помещение площадью более 200 квадратных метров, подняться в которое дети с ограниченными возможностями смогут на двух удобных лифтах, – пояснил участник инициативной группы, предприниматель Александр Тарасов. – В нем предстоит сделать хорошую шумоизоляцию, чтобы во время репетиций и спектаклей можно было использовать звук необходимой громкости без неудобств для сотрудников соседних офисов, также необходим ремонт с учетом специфики проведения занятий с особенными актерами (например, специальный линолеум, который предстоит заказать в Москве), строительство сцены, монтаж оборудования. На всё это требуется 2,5 млн рублей, эту сумму мы стараемся собрать, привлекая как организации, так и просто неравнодушных людей. Не важно, какую сумму жертвует человек, важно, что он делает это от сердца. 

Кроме финансовой помощи проекту нужна и волонтерская: например, желающие могут помочь сделать ремонт и оформить помещение для театра.

Мечта режиссера 

Режиссер театра Владимир Лопаев видит его будущую историю на много лет вперед. Сформировавшись во всех смыслах (обжив новое помещение, собрав всё необходимое оборудование для «бытовой» жизни, «вылепив» характер), он может стать моделью поддержки людей с ограниченными физическими возможностями, которую смогут использовать в других районах Приангарья. Интересно будет сравнить и проанализировать опыт таких же театров в Европе и Америке.

– Сейчас важно зажечь искру, которая осветит наш дальнейший путь. Каким он будет в творческом плане, я смогу сказать, только когда вместе со своими актерами зайду в новое помещение, почувствую его энергетику, эмоции, которые он вызовет в наших душах. Это нельзя придумать заранее – каждый участник театра приходит в него со своим мироощущением, я стараюсь увидеть его внутренний мир и помочь показать эту красоту, – раскрывает секреты творческого процесса Владимир Лопаев. 

Вспоминая о начале истории сотрудничества с Верой, он признается, что долго думал, прежде чем решиться заниматься с ней, но душа позвала, и в правильности того своего решения он никогда не сомневался. Сейчас к Вере в труппе присоединились еще два особых ребенка – Варвара и Саша, которые тоже уже пробуют себя на сцене. 

– Вера уже состоявшаяся актриса, другие дети пока привыкают, могут отказаться делать что-то, тогда останавливаю репетицию, успокаиваю, объясняю – и возвращаемся к работе. Но еще до того, как начать придумывать и постепенно отрабатывать возможные для них движения, настраиваю их психологически, подолгу разговариваю, стараясь уловить, что бы они сами хотели поведать зрителям, но не решаются сказать об этом, боясь физической невозможности воплотить свои мечты. Ситуация полностью меняется, как только после репетиций им удается больше, чем раньше. Для них это такое счастье, которое усиливается в разы, когда на премьере они слышат овации зрителей, – продолжает Владимир Лопаев. 

Рассказывая, как преображает детей игра в театре, режиссер принципиально не употребляет слово «реабилитация», подчеркивая, что дети здесь прежде всего – актеры и актрисы, талантливые, способные, просто требующие специфических условий для творческого процесса. И к тем условиям, которые обеспечит постоянное помещение, планирует, по западному образцу, добавить новых членов команды – врача и массажиста, что создаст для детей более комфортную среду во время репетиций и при подготовке к ним. Так синергетический эффект от медицины, эмоций, общения станет лучшим средством для рождения не только новых актеров, но и новых личностей в детях, испытывающих физический дискомфорт в повседневной жизни. 

– В идеале я бы хотел, чтобы наш театр стал площадкой общения разных людей, а не только сценической, – рассуждает Владимир Лопаев. – Благодаря этому Вера, Саша, Варвара и другие похожие на них дети могли бы почувствовать себя настоящими, полноценными актерами и, вероятно, превратить хобби в профессию: участвовать в постановках, получать гонорары, гастролировать. Начав с первых трудно дающихся шагов, с камерной сцены, они пойдут – во всех смыслах – дальше: к новым спектаклям, большим сценам России и, может быть, всего мира. 

Автор: Анна Важенина 

Реквизиты проекта «Танцуй со мной»: Фонд по поддержке, содействию и развитию физической культуры и спорта «Спортивный Иркутск». ИНН/КПП: 3849035457/384901001
Р/С: 40703810032120000179
К/С: 30101810400000000725
Банк: Филиал ОАО «УралСиб» в г. Новосибирск
БИК:045004725
ОГРН: 1113800002029
Юр. адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Октябрьской Революции, 1/4
Почтовый адрес: 664007, г. Иркутск, а/я 283

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также