Дом, который построил Дэниэл Блэйк

28 октября 2016

26 в октября в Москве в кинотеатре «Формула кино Горизонт» фильмом знаменитого режиссера Кена Лоуча открылся ежегодный XVII Фестиваль нового британского кино. 2, 4 и 6 ноября  в кинотеатре «Художественный» иркутские зрители смогут увидеть три фильма из программы этого года, а фильм открытия «Я, Дэниэл Блэйк» уже сейчас идет в «Художественном» в обычном регулярном прокате. Так что всего получается – четыре новых британских фильма из программы фестиваля доберутся до Иркутска.

Кен Лоуч – восьмидесятилетний классик, получивший в этом году за фильм «Я, Дэниэл Блэйк» главную награду Каннского фестиваля – Золотую пальмовую ветвь (вторую за карьеру). Кену Лоучу, защитнику бедных (как сказали бы в СССР, «угнетенных») и непримиримому противнику капиталистического государства с его политикой сокращения госрасходов, принадлежит великолепная саркастическая реплика на смерть Маргарет Тэтчер, которую он, естественно, терпеть не мог. Ехидный Лоуч тогда сказал, что хоронить Тэтчер следовало бы в соответствии и ее принципами: провести тендер, выбрать самое дешевое предложение – и похоронить ее, максимально сэкономив государственные деньги.

Его фильмы – это мощный образец искусства «прямого действия» сочетании жесткой политической составляющей с тонкой режиссерской манерой. В фильме «Я, Дэниэл Блэйк» главный герой, 59-летний плотник, теряет работу из-за сердечного приступа. По новым правилам он лишается пособия по нездоровью, так как формально не проходит тест у социального работника. А для получения пособия по безработице он должен 35 часов в неделю искать работу и вдобавок предоставить доказательства этого. Все формы заялений надо заполнять онлайн, а плотник Блэйк может построить дом, но не умеет обращаться в компьютером. Но даже найдя работу, Дэниэл Блэйк не может начать работать, потому что доктор не разрешает (а «социальный работник», напоминаю, считает его работоспособным, лишив пособия по нездоровью). Блэйк, хороший неравнодушный человек, прямой и резкий, но охотно помогающий людям, мало-помалу начинает понимать, что в его череде неудач есть что-то преднамеренное. И что он сталкивается не просто со сложностями, а с жесткой системой, которая как будто поставила себе целью не дать ему получить пособие.

После фильма московские зрители, пришедшие на открытие фестиваля, имели возможность поговорить с Полом Лаверти, сценаристом этого и последних полутора десятков фильмов Кена Лоуча, завоевавшим с Лоучем две Золотые пальмовые ветви. И Лаветри рассказал, как они с Лоучем однажды обратили внимание на развернутую в СМИ Велкобритании кампанию против «получателей пособий», то есть самых бедных. Лаверти говорил, что во время этой кампании бедные люди, претендовавшие на пособия, приравнивались к наркоманам и преступникам, и в результате по опросам люди начали считать, что 25% выдаваемых пособий получаются незаслуженно или мошенническим путем (хотя на деле таких 0,5%). Это позволило компаниям, получившим на аутсорсинг распределение пособий, действительно проводить жесткий отсев, опиравшийся, как считает Лаверти, на «политическое решение» выдавить наиболее бедных людей на самое дно. Вам покажется странным, - говорил Пол Лаверти, - но у нас, в пятой экономике мира, до сих пор есть «банки еды», куда люди отдают продукты для раздачи неимущим.

Фильм «Я, Дэниэл Блэйк» - это мощный пинок Лоуча родному государству и вообще западному государственному устройству. Хотя при желании его можно приладить к любой актуальной в России «левой» повестке: это и «борьба с капитализмом», и «борьба с западом» (смотрите, как там гнобят простых людей), и «борьба с богатыми», и так далее. Кен Лоуч и не особенно скрывает своей жесткой оппозиции западному устройству общества. Но есть в его фильме и то, что не менее важно, чем то самое «прямое действие», на которое он безусловно рассчитывает, снимая свои картины. Дэниэл Блэйк – человек, всю жизнь добросовестно трудившийся, плативший налоги – тем не менее оказывается лишним. Понятно, что он, на свое несчастье, будучи немолодым человеком, заболел, и что с развитием технологии  профессия плотника стала не слишком востребованной, и компьютером-то он пользоваться не умеет. Кругом виноват перед экономической и политической машиной под названием «государство» (я, кстати, думаю, что тут между Англией и Россией нет такой уж принципиальной разницы) - которая, если выразиться прямо, не особенно заинтересована в его физическом существовании. В существовании людей, которые не являются «потребителями», «клиентами», «полноценными работниками» и так далее, а просто – являются людьми. И даже слегка подталкивает ненужных ей людей – туда, на выход, на кладбище. И вот этого отношения к себе Дэниэл Блэйк вынести не может.

В роли Дэниэла Блэйка снялся английский стендап-комик Дэйв Джонс, сыгравший эту роль без преувеличения блестяще. В способности Кена Лоуча безупречно подбирать исполнителей и добиваться от актеров в кадре пугающей достоверности, смело перемешивая на площадке профессионалов и актеров-любителей – его, наверное, главная режиссерская сила, превращающая его антикапиталистические манифесты в какие-то брейгелевские полотна. И этот неприметный Дэниэл Блэйк, идущий какой-то мальчишеской походкой по улицам родного городка в северной Англии в курточке и черной шапке – это впечатывается в память намертво. 

Автор: Владимир Демчиков

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также