Братский театр кукол «Тирлямы» отмечает 55-летие
28 октября 2023
История театра кукол началась в 1968 года, когда в молодой северный Братск приехали кукольники со всей страны. Он стал вторым в Восточной Сибири театром кукол после Иркутска.
28 октября 1968 года был поставлен первый спектакль «Веселые медвежата» по пьесе Марины Поливановой, а вскоре появились «Два мастера» по пьесе главного режиссера Ленинградского театра кукол Юрия Елисеева, «Иван крестьянский сын», «Сказки Пушкина», «Веселая карусель». Всё это создали первый директор и режиссер Владимир Степанович Золотарев, художник Г. Макаров, актеры Николай Гайдар, Людмила Кузнецова, Аркадий Бадиловский, Ольга Васютинская, Николай Борисов, Екатерина Парилова, Любовь Золотарева. Над костюмами тогда колдовали портниха Людмила Васильевна Марченко и бутафор Валентин Александрович Иванов.
В 1969 году театр возглавила Евгения Семиусова. Благодаря новой команде в театре сделали капитальный ремонт. В город приехали сразу девять выпускников Горьковского театрального училища. Главный режиссер Николай Гайдар с художником Николаем Кувшиновым создали более 50 спектаклей, самые известные из них - «Волшебная лампа Алладина», «Манук Отважное Сердце», «Чудеса с доставкой на дом», «Здравствуй, Красная Шапочка!».
Старожилы говорят, что Николай Иванович Кувшинов и Николай Васильевич Гайдар – особые явления в театральной жизни Братска. Без них невозможно представить то время.
В 1971 году Гайдара сменила выпускница Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Елена Чеховская. Елена Николаевна расширила творческие горизонты театра, добавив много музыки, песен, танцев, «живые планы». Братчане помнят спектакли тех лет - «Сказка о маленьком Каплике», «Колобок», «Ай, да Мыцык».
В 1980-1983 годах главным режиссером был выпускник Щукинского театрального училища Александр Моисеевич Герценштейн, человек с индивидуальным почерком и необыкновенной фантазией. Он поставил сказку «Тирлямы в подземном королевстве» по повести Геннадия Михасенко о желудях-тирлямах, которые так запомнились детям, что в 1998 году в память о том спектакле Николай Кувшинов предложил ему дать имя «Тирлямы».
В 1984-2003 годы Юрий Кондратьевич Гусев создал атмосферу, когда в театр приходили топ-режиссеры. Худрук Владимир Иванович Бирюков (1984-1986) приехал из Ленинграда, при нем в театр пришли Ольга Шнитко, Ирина Шкурдалова, Юрий Раздымаха, Константин Святов, Владимир Ефимов, Роза Сафина, Светлана Погребняк, Ирина Исайкина, Галина Крашенникова. В репертуаре появились «Мартынко», «Соломенный бычок», «Мальчиш-Кибальчиш», «Принцесса и свинопас». В 1986 году братчане впервые выехали в Томск на фестиваль театров кукол Сибири и Дальнего Востока. Зародился интересный творческий проект с польским городом Слупск. Например, Бирюков поставил в Слупске спектакль «Алёнушка и солдат» (художник Николай Кувшинов), а Зофья Миклинска в Братске - сказку «Заколдованный селезень» (художник Адам Кильян). Потом Братский театр показал в Слупске и Гданьске «Волшебное кольцо» по мотивам сказки А. Платонова (режиссер Владимир Бирюков, художник Виктор Никоненко), а польская труппа привезла в Братск и Иркутск спектакль «Заколдованный селезень».
В 1997 году художественным руководителем театра стала Ида Петровна Спектор, которая особое внимание уделяла актерскому мастерству, звучанию голоса, мимике и жестам. Это время спектаклей «Играем Буку» (позднее его перевели на немецкий язык и свозили на театральный фестиваль в австрийский Мистельбах), «Аистенок и Пугало», «Иван крестьянский сын».
После отъезда Иды Петровны у театра начались трудные времена. Старое здание (сказочный теремок на Подбельского) пришел в аварийное состояние, труппа переехала в ДК «Металлург». Художественное руководство взял на себя заслуженный артист России Владимир Николаевич Попов. Он начинает работать и для взрослой аудитории. Так в репертуаре появились «Ромео и Джульетта», «Екатерина Великая» и «Женитьба Бальзаминова».
Затем пришел Юрий Анатольевич Уткин. И опять театру было непросто, тесно в помещениях, но он поставил спектакли «Караван сарай», «Терешечка» «Хитана», «Лесная сказка про Шустрика и Бобрика», приглашал молодых интересных художников, режиссеров, участвовал в региональных фестивалях.
В 2008-2021 годах главным режиссером работал Владимир Георгиевич Ефимов, а после его ухода с 2021 года – Роман Ямских. Именно он накануне юбилея стал автором первого после пятнадцатилетнего перерыва спектакля для взрослых. Лейтенант фон Пляшке – герой водевиля Александра Куприна, лицо прусской военщины, погрязшей в долгах и готовой на неблаговидные сделки. Здесь интересная трактовка образов, лицемерие, любострастие, желание жить под диктовку, песни и марши.
Театр не просто живет. Он ставит новые спектакли, ездит на гастроли и участвует в фестивалях. Сейчас вообще в Иркутской области театры кукол переживают «вторую молодость». Нам приятно, что Братский театр кукол во главе с директором Михаилом Наприенко не затерялся на театральной карте, и в свои пятьдесят пять привлекает не только свою обычную детскую аудиторию, но расширяет ее.
Фото Дмитрия Шибанова, Андрея Целуева, соцсети театра
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!