Новости

далее...

Рекомендуем посетить

Советский дефицит ушел на выставку

Выставка "Отоваренная мечта", посвященная советскому дефициту, пройдет в галерее Виктора Бронштейна в Иркутске с 22 сентября по 26 ноября.
далее...

Прямая речь

далее...

Среда обитания

Галина Солуянова: Фонд Вампилова - моя гражданская позиция

Прекрасная актриса, великолепный преподаватель русского языка и литературы, неутомимый общественный деятель, энергичный инициатор многих проектов, отдающий всю душу любимому делу и беззаветно служащий выбранной миссии, директор Центра Александра Вампилова и главное – блистательная женщина, задающая планку элегантного стиля во всем: речи, поведении, образе, отношениях. Всё это – Галина Анатольевна Солуянова, с которой мы встретились накануне юбилея Александра Вампилова и поговорили о таланте драматурга, непростом пути создания Фонда и Центра его имени, важности сохранения себя в «этом мире бушующем». Какой бы темы мы ни коснулись, моя собеседница была афористична.

Об истории Центра

«Я живу по принципу, популярному в моей молодости, но забытому сейчас: “Прежде думай о Родине, а потом о себе”. И когда я второй раз ушла из театра юного зрителя (я дважды начинала там работать, в качестве актрисы и завлита), меня волновало, что в Иркутске нет вампиловского гнезда, куда люди могли бы прийти и узнать о драматурге, его жизни, творчестве. И у меня родилась идея создания Фонда Александра Вампилова. Эту идею поддержал Виталий Константинович Венгер, наш прославленный актер, он стал председателем правления иркутского областного Фонда Вампилова, а я – его исполнительным директором.

31 июля этого года Фонду исполнился 21 год. Им напечатаны 36 книг (это большое достижение), плакаты, наборы открыток, собраны уникальные экспонаты. Трогательно, что эти вещи дарят неравнодушные люди. Художник Карл Шулунов принес свою работу, сказав: “Это аларская степь, на нее смотрели глаза Вампилова”, композитор Владимир Зоткин – аудиозапись песни на стихи Марка Сергеева “Памяти Вампилова”.

А 11 мая 2012 года в Иркутске был зарегистрирован Культурный центр Александра Вампилова. То есть долгая работа общественной организации увенчалась тем, что Фонд обрел дом, оказался под крылом властей области, которую Александр Вампилов прославил».

О настоящем и будущем

«Сегодня Центр полноценно работает по четырем направлениям, как и задумывалось изначально. Это литературно-театральный салон, в котором проходит всё: спектакли, выставки, встречи, творческие вечера, презентации книг. На первом этаже расположена музейная экспозиция иркутского периода жизни и творчества Александра Вампилова “На антресолях” (при этом большая экспозиция есть и в музее драматурга в Кутулике). В цоколе – картинная галерея и библиотека.

Мы работаем креативно. Когда ты пропагандируешь жизнь такого человека по таланту, личным качествам, как Александр Вампилов, то просто не можешь работать сухо и по штампу. Мы никогда не повторяемся, я настраиваю коллектив, что здесь нельзя ничего создавать для галочки, всё должно идти от души, от сердца, чтобы вызывать отклик. К каждому вечеру и проекту пишется оригинальный сценарий, приглашаются исполнители. Мы делаем это своими силами или просим талантливых людей безвозмездно принять участие в наших творческих проектах, и меня радует, что все откликаются.

В России мало таких центров. Я была только в центре Владимира Высоцкого на Таганке, он работает тоже многопрофильно… А вообще, мечтаю сделать Культурный центр Александра Вампилова международным. Этот человек заслужил того, чтобы о нем знали и помнили во всем мире».

О солнечном драматурге

«Александр Вампилов – мой человек, он солнечный человек. Посмотрите, у него пять пьес, в них ни в одной нет зимы: действие разворачивается от мая до сентября. Для меня это о многом говорит. Другой момент: ни в одной пьесе он не убил героя, хотя в черновиках были такие варианты, например, что Зилов стреляется и Валентина с собой кончает. Но Вампилов очень мучился, когда такой трагичный финал сделал, и написал другой. Вот этим он мне нравится.

Я вывела формулу, что он дважды Богом поцелованный: в одну щеку – и был ему дан талант драматурга, в другую – и были даны личностные качества. Для меня важно, чтобы человек и профессионал соединялись в одном человеке. Если писатель проповедует одно, а делает другое, я не могу ему доверять. Так у меня происходит с Толстым, Достоевским: в книгах у них одно, а как в жизни жестоко с близкими людьми поступали. А я не могу отделить писателя от человека. У Вампилова всё гармонично.

Как филолог в его пьесах я вижу только безукоризненность. Недавно мне позвонили и сказали, что обнаружена пьеса А. Санина “Тихая заводь” (а под таким псевдонимом иногда писал Вампилов). Мне ее прислали, я почитала – и поняла, что это не вампиловский стиль, а махровый соцреализм. А кто-то уже защитил работу по этому “сенсационному факту”, критики доказывают, что это пьеса молодого Вампилова. Но не его слог, интонации. Сделала так: собрала его одногруппников, спросила, была ли такая пьеса. Они в голос: “Санька нам всё читал, не было такой. Ему важно было написать и сразу увидеть реакцию слушателей”. А потом Андрей Румянцев вспомнил, что Саня говорил, что не будет больше такой псевдоним использовать. Так моя интуиция подтвердилась фактами».

О миссии служения Александру Вампилову

«Для другой личности я не смогла бы быть директором. Говорят, что существует пяти-, семилетний цикл влюбленности, а потом в семье, театре, отношениях что-то угасает. На пределе терпения человек эмоционально жить не может. Я 21 год как узкий специалист по жизни и творчеству Александра Вампилова, с воодушевлением занимаюсь этим и ни разу не остыла, не пожалела о своем выборе, и мне очень важно, что люди, которые приходят сюда и со мной общаются, уходят в восхищении, ближе узнав великого драматурга.

Однажды Коля Савельев написал в газете заметку о том, что никто не удосужился даже камешка на месте гибели Вампилова поставить. Меня это так огорчило, так задело, что занялась этим и камень поставила. Я его памяти служу с большим почтением, не делая из него кумира. Но он для меня знаковый. Стараюсь соблюдать его заповеди – гостеприимства, доброжелательности, чтобы люди добрее друг к другу относились. Я это проповедую.

Мне кажется, я ощущаю Вампилова очень сильно. У него в записных книжках есть фраза о женщинах: “муза и домработница”. Вот я домработница, я хочу, чтобы о нем память осталась навсегда».

О гражданской позиции

«Всегда говорю: я не политик, но то, что у меня получилось, – это моя гражданская позиция. Я делаю всё, от меня зависящее, чтобы ребенок, которого сюда привели, вышел с другими глазами. Да, школьников приводят сюда силком, потому что надо, а потом, после моей лекции, дети покидать это пространство не хотят, всё рассматривают, фотографируют. Традиционная программа рассчитана на полтора часа, а они и после двух часов не уходят, пока я им не скажу, что пора идти готовить уроки. И я знаю, что это время в вампиловском месте немного меняет их внутренний мир, их жизнь.

Я получаю кайф от своей работы. Вообще считаю, что человек должен любить то дело, которым занимается. Если каждый сделает что-то хорошее, как я этот Фонд, начав с идеи, всё изменится. Если я смогла пройти этот путь, прекрасный, мучительный, тяжелый, то и другие в своем деле смогут».

«Чинить свой палисадник»

«Я многостаночница: по первому образованию – актриса, по второму – преподаватель русского языка и литературы. Всегда была активной, старалась не опускать руки и не отчаиваться. Я как Валентина в “Прошлым летом в Чулимске”: она чинит этот свой палисадник, что бы ни происходило вокруг, что бы ни происходило в ее душе. И мне эта метафора очень нравится. Что бы с тобой ни произошло, обидели, огорчили, она встает на следующее утро и чинит палисадник. Если бы мы жили по этому принципу или хотя бы пытались, мир стал бы чище, прозрачнее, нежнее.

Знаете, я полвека в Иркутске живу, многие меня знают… Когда я занималась Фондом Александра Вампилова, часто было и отчаяние, думала, что надо экспонаты раздавать, ничего не получается. Когда у тебя нет угла, только комнатка – она же и музей, и книгохранилище, и рабочий кабинет, это тяжело. Я много плакала тогда, признаюсь. Сейчас стала стальной, всё, что у меня в груди, там и остается, а я встаю на свои львиные лапы (я Лев по гороскопу) и двигаюсь к цели. В этом смысле я прошла путь героев произведения “Как закалялась сталь”.

Вообще, когда тебя захлестывает отчаяние, надо работать, закатывать рукава и работать. Полы помыть на работе, воды с колонки принести. Я же приняла руины, а не здание. И всё надо было делать. И многое делала сама, потому что взяла на себя эту ответственность. Я бесконечно благодарна людям, которые верили в меня, которые помогали двигаться дальше».

О любви, энергии, проектах

«В детстве я участвовала в самодеятельности поселка Китой и всегда знала, что во мне трагедийное начало сильно сидит. Однажды в нашей поселковой школе читала лермонтовское «На смерть поэта». После этого ко мне подошла уборщица и сказала: “Тебе надо на артистку учиться, я плакала, когда тебя слушала”. Это еще больше укрепило меня в моем решении быть актрисой. Потом в газете прочитала, что идет набор в театральное училище. Училась я с Володей Гуркиным, а потом и играла с ним в спектаклях: он – Треплева, я – Машу в “Чайке”, он – Белоуса, я – Оксану в “Городе на заре” Арбузова. После учебы меня сразу в иркутский ТЮЗ (театр юного зрителя) пригласили.

Папа, когда я вышла замуж, сказал: “Это твой воз, ты его вези”. Мы живем с мужем вместе 41-й год. Нашу любовь хранит моя ответственность перед другим человеком, и еще я понимаю, что меня любят, не всегда бывают довольны, но любят…

Я встаю рано и сажусь в Солнечном на первый троллейбус, который отходит в 6 утра. В 6:30 я уже на работе. Что-то читаю, пишу и отвечаю на письма, настраиваюсь на работу. И потом за день стараюсь сделать как можно больше. Всё изобретаю и изобретаю и останавливаться не хочу.

Я не в прямом смысле директор, далека от этого, потому что всю жизнь занимаюсь творчеством. Я катастрофически организованный человек. Творчество и организованность помогают мне всего добиваться. При этом мне важно оставаться самой собой. Каждый день выхожу в мир при параде. Это уже проявление любви к окружающему миру и людям, которые на меня смотрят. А еще, чем хуже настроение, тем лучший наряд выбираю, потому что тебе делают комплименты и плохое настроение улетучивается.

Я веду авторскую получасовую программу на городском радио “Поговорим о странностях любви”. Мои слушатели – люди в возрасте. Это благодарная публика: мне звонят, подбадривают, на улицах останавливают. В такие моменты понимаешь, что ты не зря живешь. Слушатели мне часто говорят, что я им продлеваю жизнь, что они из дома не выходят, а так меня послушают и живут, узнают что-то новое, радуются, что есть человек, который говорит о том, что их волнует, о чем они размышляют. И как раз мои слушатели много приносят для нашего дома Александра Вампилова: монетки, марки, книги, картины. И внимание, и подарки очень ценны, это показатель неравнодушия.

Я веду экскурсии, вечера, встречи, играю моноспектакли. Мне 65 лет, но знаю, что смогу еще многое. Мой главный внутренний закон – твори добро. У женщины вообще миссия делать хорошее».

Беседовала Анна Важенина, "Право выбора", август 2017

Фото из архива Г. Солуяновой


29.08.2017