Елена Свижак: серебряный возраст – это красиво
29 сентября 2025
Накануне Дня пожилого человека Глагол38 заглянул в офис сервисной компании «Колымская» и поговорил с Еленой Свижак, как страховщики готовятся к празднику.
- Первый вопрос, Елена, будет, наверное, самым популярным. С какого возраста можно поздравлять людей с Днем пожилого человека? Пожилые – это после пятидесяти, пенсионеры или те, кому за восемьдесят?
- Этот термин многим не ясен (Смеется). Я в свои шестьдесят два года не ощущаю и называю себя пожилым человеком. Расскажу историю, как еще в девяностые, мы, работая в управлении соцзащиты Братска, накануне этого праздника сидели с нынешним министром Владимиром Родионовым и решали: кого нам поздравить. В Братске на пенсию уходят раньше, чем обычные пенсионеры, и многие в пятьдесят тогда уже были пенсионерами, поэтому мы решили всех и поздравить.
Но сейчас отношение к возрасту не просто изменилось, а кардинально. Сегодня 50 и 50+ - это самый активный возраст, а попробуй им сказать про «седину на висках». Еще сорок лет назад оставить дома 60-летнего человека было просто невозможно, его считали старым человеком, от него убирали спички. Сегодня мы смело добавляем двадцать лет к тем шестидесятилетним.
У нас есть агенты, которым за семьдесят, и они с прической, а не бабушки в платочках.
Моей маме исполнилось 90 лет, она владеет всеми средствами связи, может через мессенджер связаться с любым человеком и даже читает лекции более молодым своим коллегам.
Изменились образ жизни, медицина, у кого-то гены. Поэтому сейчас часто используется термин – люди серебряного возраста. На пожилых многие обижаются. А серебряный возраст – это красиво.

- Какие у вас есть услуги для людей серебряного, красивого, возраста?
- Мы активно работаем с людьми старшего возраста. Это и сервисные договоры, и договоры ренты. Поэтому день пожилого человека для нас почти профессиональный праздник.
Если посмотреть на сотрудников нашей компании, то, как правило, лучше всего работать страховым агентом или агентом сервисной компании получается у людей с жизненным опытом, которые могут поговорить, выслушать, более трепетно и щепетильно относятся к другим людям, у которых уже уходит максимализм.
К этому дню у нас всегда бывают подарки клиентам, скидки от 20 до 40% на наши услуги. Осень – время, когда люди возвращаются с дач, больше задумываются о жизни, у них несколько грустное настроение, к нам приходит больше клиентов.
Главное же - о людях старшего возраста нужно думать постоянно. День, месяц, год пожилого человека. Внимание к человеку должно быть не только в этот день, но и в любые другие дни.
- Когда приходишь к вам в офис, он напоминает альтернативную соцслужбу…
- Не совсем, но некоторые функции социальной службы мы несем. У нас есть бесплатный трансфер наших клиентов, которые по здоровью не могут самостоятельно добраться до офиса. Работает библиотека при входе с книгообменным фондом, где можно взять любую книгу. Всегда свежие газеты. Периодически мы устраиваем чаепития с нашими клиентами или ходим к добрым соседям – совету ветеранов Октябрьского округа.

- Забота о людях старшего поколения в приоритете компании?
- С первого дня работы. Выросло поколение детей, которые разъехались по разным городам, но хотят, чтобы их родители находились под постоянным достойным контролем. В Хабаровске началось строительство частного дома для пенсионеров. Этот опыт мы сейчас изучаем и надеемся, что в Иркутской области тоже построим такой пансионат с прогулочной территорией.

- Насколько изменился пакет коммуникаций, услуг с советским временем?
- Это абсолютно разная работа с того времени, когда я пришла в эту сферу. Тогда люди надеялись на государство. Все понимали, что государство поможет, нам обязаны, нам сделают. Похороны? Государство похоронит. Или предприятие Профсоюзы, которые были повсеместно, давали машину, людей, рубили елки. А когда развалилась профсоюзная система (сейчас она чаще всего существует только на крупных предприятиях с большой историей), торговые орсы, пенсионеры остались ни с чем: куда бежать, кто поможет, окажет материальную помощь, если что-то случилось в семье. И вновь стали задумываться о страховании.
За двадцать пять лет пришло понимание - люди в больше степени стали надеяться только на себя. Если я сам не позабочусь о своей семье, родных, кто это сделает?
- Приходилось ли вам слышать разговоры, что подобные компании делают бизнес на пенсионерах?
- Неоднократно. Но сейчас часто приходит понимание, что это твое пожелание, мы никого не заставляем. Самый просто пример – у человека есть деньги, он ездить на такси, а нет – на автобусе. Так и в сервисной компании. Ты можешь сам заниматься всеми вопросами – собирать справки, пособие на погребение, но современный человек ценит время – ему нужно, чтобы организационными вопросами кто-то занялся, качественно оказал услуги.
Советский человек откладывал на похороны, потом пришло время, и всё съела инфляция. Когда я пришла на работу, похороны стоили 3 600 рублей. В какой банк нужно их положить, чтобы сейчас они обратились в 100 тысяч?
А когда люди вкладывали меньше, а получали набор услуг на большую сумму, то разговоры быстро прекратились. Да, сегодня чуть дороже при заключении договора, если вы пойдете и посмотрите цены на данные услуги. Но давайте подумаем, что вы будете жить 5-10 или 20 лет, и вы понимаете, что вам не надо платить. Такое понимание есть, как и по другим видам страхования.

- Страхование жизни возвращается?
- Это было всегда. Вспомните кассу взаимопомощи во времена Александра Македонского. Если что-то случилось, то платили из общей кассы. Собирая караван в средние века, мореплаватели создавали страховой фонд, в случаи какого-либо несчастия из него платили деньги. Гуляя по музею «Тальцы», мы видим что-то похожее на страхование. Как, пример, отдельный склад с зерном – если пожар, то мы все по мешку зерна сложимся…
Вариант страхования предполагают, что это солидарная раскладка. Мы скинемся понемногу, но если у кого-то беда случится, он получит возмещение в полном объеме.
Возьмите страхование спортсменов - скидываются все, но если один получает травму, то эти деньги идут ему на лечение.
Страхованию 300 лет, и оно все это время действовало и успешно показало эффективность.
- Современный пенсионер – продвинутый, понимает, что жизнь изменилась...
- Да, много пенсионеров уже живут в новых условиях. Нынешние 60-65-летние, например. Но есть те, кто еще вспоминает прошлое, не хотят меняться, живут ностальгией. Мы работаем и с теми, и с теми пенсионерами. Возраст для нас не помеха.

- Расскажите, как семья относится к институту страхования, когда более молодые люди приходят к вам вместе со стариками?
- Есть семьи, где установлены доверительные отношения. Молодежь выслушает маму и прислушается к ее мнению. Есть те, кто считает, что «старуха выжила из ума, мы лучше всего знаем».
Когда приходит пенсионер с желанием застраховать свою жизнь, а потом говорит, что посоветуется с детьми, то на 100% мы уверены, что он не вернется. Это психология любого человека: если моя мама приходит и говорит, что я хочу заказать на похороны гроб и оградку, то мы будем говорить, что не нужно об этом думать, купи себе яблок, лекарств, потрать на себя, а лучше отдай нам на кредит. Нужно честно признаться - дети боятся говорить на такие темы с родителями.
Бывают другие истории, когда с родителями приходят дети: «Мама, ну что ты выбрала, я оплачиваю». А бывают, что пенсионеры это делают втайне от семьи. Они оплатят, а потом скажут, что «если со мной что-то случится». Проблема отцов и детей актуальна во все времена.
Были случаи, когда дети отговорили своих родителей заключить договор, а потом приходят к нас с вопросом: «А вдруг мама к вам вернулась, сделал договор»…
- Должно ли быть страхование обязательным независимо от возраста?
- Даже в советское время страхование не было обязательным, хотя на каждом предприятии сидел агент Росгостраха. В России существует обязательное медицинское страхование, ОСАГО, страхование военнослужащих, пожарных, спасателей, спортсменов, почти обязательное – детей в летний лагерь от несчастного случая и укуса клеща, или группа выезжает за границу.
Есть люди, у которых нет никаких страховок, а есть те, кто без страхования жить не может. Наша задача – дать полную информацию о всех услугах, которые можно получить в любом возрасте.
Расспрашивал Иван Алексеев, Глагол38
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!