Музей Иркутского драматического театра пополнился уникальным экспонатом

30 мая 2025

В Иркутске прилетел Дмитрий Калантаров, генеральный продюсер национального фестиваля и премии «Музыкальное сердца театра»

театр

Дмитрий прилетел не с пустыми руками. Его отец - Ювеналий Александрович Калантаров в 1970-1972 годы был главным режиссером Иркутского драматического театра имени Н. П.Охлопкова.

Ювеналию Александровичу сейчас 87 лет, но именно он просил сына передать в музей драмтеатра диплом за постановку спектакля за подписью министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. 

Об этом в соцсетях рассказала министр культуры Иркутской области Олеся Полунина. Теперь документ займет свое место в музее театра. 

16 апреля 1971 года постановкой Малого театра, который представил «Пропасть» Йожефа Дарваша в редакции Виктора Розова, открылся фестиваль музыкально-драматических произведений венгерских авторов. 

Иркутский драматический театр имени Н. П. Охлопкова предложил спектакль «Две пригоршни мелочи» по пьесе драматурга Петера Мюллера. Его поставил главный режиссер театра Ювеналий Калантаров. Главные роли в спектакле играли народная артистка РСФСР Галина Крамова (мать), заслуженный артист РСФСР Виталий Венгер (Ласло), заслуженный артист РСФСР Виктор Мерецков (Мортон), актрисы Раиса Буторина (бабушка), Любовь Добронравова (Эва) и молодая актриса Елена Мазуренко (Юци). 

Премьера спектакля состоялась 24-25 февраля, а в рамках фестиваля его показали 21 апреля. В Иркутске хорошо приняли спектакль, который стал лауреатом фестиваля. Министерство культуры СССР и президиум правления Всесоюзного театрального общества наградившим коллектив дипломом лауреата фестиваля. Кроме того, грамотами министерства отметили Ювеналия Калантарова, Виталия Венгера и Виктора Мерецкого.

Много лет спустя заслуженная артистка России Елена Мазуренко вспоминала, что в спектакле у нее был эпизод с Галиной Крамовой. Вдруг Галина Алексеевна забыла какое-то слово. На сцене произошла заминка. В антракте прима театра заглянула в гримерку к молодой актрисе и сказала: «Ты уж прости меня, матушка».

И была критическая статья о спектакле в «Советской молодежи». Театральным критикам не понравилась работа Венгера:

- Большее недоумение вызывает работа В. Венгера в спектакле «Две пригоршни мелочи», роль Ласло. Быть может, если бы мы не видели актера в роли Дженнаро из «Человека и джентльмена», или, еще раньше, в роли Мэкки из «Трехгрошовой оперы», или в роли Адуева-старшего из «Обыкновенной истории», можно было бы удовлетвориться его Ласло. Но те его работы хорошо помнятся цельностью, завершенностью характеров, образов, которые показал актер на сцене. 

В роли Ласло Венгер представляется человеком, не совсем уверенным. Символична одна из последних сцен, когда Ласло возвращается в пустую квартиру и без сил опускается на стул; промокший, больной, сидит он, ссутулясь, не эная, что делать дальше. Это незнание, кажется, преследует актера на протяжении всего спектакля: кого он играет - эгоиста или потерянного, заблудившегося человека? умного или недалекого, ограниченного? честного или подлеца? И ничего удивительного: когда нет души, то и профессиональное мастерство мало что спасает.

Оставим эти слова для истории. Мы-то знаем, как жил сценой Виталий Константинович...

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также