Лев Сидоровский: Если нет любви - нет ничего, или история Ирины Селезневой
30 июня 2025
Гениальная актриса Ирина Селезнёва могла бы и сегодня быть чудом нашей сцены и экрана.
Такой запечатлел Ирочку Селезнёву в 1985-м Лев Сидоровский.
Когда сборная страны по плаванью выезжала на соревнования, то часто в минуты отдыха подруги просили Иришку спеть – и дивный её голос разносился далеко-далеко: «Дывлюсь я на небо…», «Ой, у гаю, при Дунаю…», «Алексей, Алёшенька, сынок...» Так было и в Москве, и в Варне, и в Дортмунде... Мастер спорта, стайер высокого класса – ей сулили на водной дорожке громкое будущее. Однако, совсем ещё юная, она сумела прислушаться к своему сердцу, отказаться от соблазнов и начать с нуля...
И отправилась от днепровских круч к невским берегам, прошла в Театральном жестокий конкурс (из двухсот претендентов выбывали сто девяносто девять!), оказалась, к счастью, в мастерской Аркадия Кацмана, где умение истово трудиться ценилось, пожалуй, даже превыше природного таланта. Что ж, работать она умела – как когда-то, проплывая многие километры ради драгоценных победных секунд. Всё превозмогла – и дышать «правильно» научилась, и речь «малоросскую» выправила, и актёрское дарование своё утвердила.
И потом, когда в её дипломном спектакле «Братья Карамазовы» внимали мы Екатерине Ивановне, невольно вспоминалось, что Достоевский сравнивал свою героиню с вершиной, на которой снег – немыслимой чистоты.
И другой выпускной спектакль – «Ах, эти звёзды!», который стал тогда сенсацией, во многом благодаря и ей. Как она была там многолика и как – во всех образах – потрясающа: солнечный Робертино Лоретти, скромная Валентина Толкунова, изысканная Нани Брегвадзе, несравненная в своей нежности, женственности, хрупкости Анна Герман. И божественная Любовь Орлова, мерцание именно её глаз из давнего фильма – ну как же Ирочке удалось всё это передать? Как смогла и вокально, и актёрски раскрыть самую суть столь разных индивидуальностей...
А Луи Армстронга и Элвиса Пресли в том спектакле симпатично изображал Максим Леонидов. Его отец, Леонид Леонидов, был заслуженным артистом РСФСР в Театре Комедии, а мама, Людмила Люлько, тоже «заслуженная» и тоже из акимовского театра, очень рано, ещё в 1967-м, скончалась.
Так вот, у Максима и Ирины сразу возник студенческий роман, и перед выпускными экзаменами они сыграли свадьбу.
Когда в 1983-м Георгий Александрович Товстоногов пригласил её в Большой драматический, сначала не поверила, потом испугалась, потому что и мечтать-то о таком не смела. И дальше стала работать – с обычной для себя истовостью...
А Максим выберет другой путь: вместе со своим армейским другом Николаем Фоменко и двумя другими приятелями – Андреем Заблудовским и Алексеем Мурашовым создал бит-квартет «Секрет», который мигом стал одной из самых популярных советских музыкальных групп. Во второй половине 80-х их сольные концерты будут собирать целые стадионы. Но в 1989-м Леонидов и Фоменко решат заняться сольными проектами, и их коллектив распадётся.
Впервые на знаменитую сцену Ирочка вышла в володинской «Киноповести с одним антрактом», причём – рядом с самой Алисой Фрейндлих. Но и в такой «опасной» компании не затерялась. Наоборот – драму своей героини сумела раскрыть с завидной пронзительностью. А потом сыграла загадочную Лю из «Моделей сезона», и зритель до мурашек по коже ощущал: как же это хрустальной чистоты существо рвётся к людям, как жаждет и в любви, и во всём другом настоящего. А потом, уже в «Амадеусе», мы были заворожены её Констанцией, которая так трагически не смогла понять истинную цену самого близкого человека, чьё имя – Моцарт.
К тому же, когда в ноябре 1984-го наш «Зенит» стал чемпионом страны, и артисты БДТ среди прочих участников торжества под крышей СКК выдали сочинённое мною обширное поздравление, самый большой успех (хотя там были сверх знаменитости) имела именно Селезнёва в образе популярной певицы Нани Брегвадзе.
И в феврале 1986-го, в БДТ отмечали 30-летие работы там Товстоногова, опять-таки именно Ирочка в образе Робертино Лоретти оказалась самой восхитительной.

Однажды, весной 1985-го, я встретил свою любимицу у дверей БДТ и сфотографировал. Тогда её уже ждал наш Малый драматический театр, куда, к своему второму учителю, Льву Додину, скоро перейдёт, ждал грандиозный успех в спектакле «Звёзды на утреннем небе», с которым, в роли Лоран, объедет полмира.
Ирочка уже стала звездой Ленинградского телевидения: вспоминаю её прелестные фильмы-спектакли «Дождь», «Плоды просвещения», «Письмо незнакомки». А Михаил Швейцер пригласил на главную роль в фильм «Крейцерова соната», где её партнёрами стали Олег Янковский, Александр Калягин, Алла Демидова. Да, фильм произвёл настоящий фурор и даже получил Государственную премию. А в прессе одна за другой замелькали статьи о молодой, талантливой Ирине Селезнёвой. Следом – уйма заманчивых предложений от кинорежиссёров.
И тут, как обухом по голове: старшие в семье Леонидовых решили из квартиры на Мойке перебраться в Израиль, и Максим потребовал от Ирины того же. А она не хотела, но как преданная и любящая жена со слезами на глазах была вынуждена подчиниться.
Оказавшись в Тель-Авиве, поначалу растерялась и даже впала в депрессию. Однако быстро взяла себя в руки. Начала подыскивать работу и, узнав, что в Камерном театре (где играют на иврите) есть вакансии, принялась вовсю этот труднейший язык учить. И скоро одолела настолько (вот что значит упорство и тончайший музыкальный слух!), что была принята в труппу. Специально для неё поставили моноспектакль «Русская любовь», с которым на общеизраильском фестивале «Театронетто» завоевала… первое место. (Помню, бывший коллега и приятель Леонидова-старшего актёр «Комедии» Лев Милиндер восторженно вопил мне в телефонную трубку: «Представляешь, Ирка-то за два месяца стала самой лучшей израильской актрисой!»). Да, зрители и жюри были потрясены: чистокровная русская только два месяца назад прибыла на Землю Обетованную и как великолепно читает русскую классику на иврите! В общем, мигом стала (в 1993-м я сам тому оказался свидетелем) гордостью Камерного. Потом вспоминала:
– За десять лет в Камерном переиграла столько ролей, начиная от Нины Заречной и заканчивая израильской классикой, что грех жаловаться…
А Михаил Козаков в 1997-м в Москве мне говорил:
– Когда, с трудом постигая иврит, начал репетировать в Камерном, Ирочка Селезнёва, как партнёрша, помогала ну очень.
Ещё бы! Ведь Ирочка оказалась единственной актрисой из России, сумевшей играть в израильском театре с местными актёрами на равных, без всяких скидок на акцент.
И в это же время, в 1995-м, возникла на наших киноэкранах в образе очаровательной итальяночки Лучаны Фаррини из лирической комедии Аллы Суриковой «Московские каникулы».
Максим без дела тоже не сидел: снялся на израильском телевидении в одном из сериалов, снова организовал собственную музыкальную группу. Однако до грандиозного успеха «Секрета» новому детищу было далеко. И терзался оттого, что карьера жены складывается куда лучше, она это понимала. Всё чаще стал наведываться в Россию, и с каждой поездкой отдалялся от Ирины всё дальше. А однажды, возвратившись из очередного вояжа, признался, что у него давно уже есть другая женщина, и предложил расстаться. Ирина осталась. Одна.
Не впасть в отчаяние помогла любимая работа. Как раз в это время Марк Захаров, надумавший поставить в Израиле «Поминальную молитву», дал Ирине одну из ролей. К тому же с Михаилом Козаковым после «Чайки» снова встретилась в спектакле по пьесе английского драматурга Пинтера «Любовник».
А в свободное время стремилась в Иерусалим, к Гробу Господню. И однажды, во время молитвы у святыни, вдруг отчётливо услышала шёпот: «Не переживай, всё у тебя будет хорошо!»
И совсем скоро встретила очень душевного англичанина Уилфреда, который Ирочкой очаровался сразу и тут же сделал предложение. А потом терпеливо ждал целых три года, пока не закончился её мучительный, бракоразводный процесс с Максимом, после чего в Ньюкасле законно стали мужем и женой.
В начале 2006-го Лев Додин пригласил Селезнёву срочно спасти спектакль «Блажь», так как постановка оказалась под угрозой срыва. И она родной Малый драматический, оказавшийся в трудной ситуации, не подвела: получив в Лондоне по электронке текст незнакомой пьесы и кассету, за три дня всё освоила, и потом, в Питере, ей хватило лишь единственной репетиции.
В декабре 2007-го я, к великой радости, снова «живьём» увидел и услышал Ирочку на сцене МДТ, где актриса (море обаяния, изящества, остроумия, страсти, боли!) представила моноспектакль «Счастье – любовь без ума». Название из романса, который в числе многих прочих романсов и песен она – под аккомпанемент моего друга, фортепианного виртуоза Михаила Аптекмана – потрясающе исполнила. Пояснила:
– Мой спектакль о том, как мы счастье ищем. Кажется, это то единственное, ради чего стоит выходить на сцену и обращаться к зрителю. Время философствования, пожалуй, прошло. Сейчас нужно спасать наш мир. Как классик написал: «красотою мир спасётся». Я думаю, ещё – любовью. Потому что, если нет любви – нет ничего.
Ещё она читала Бунина, Цветаеву, Пастернака, Володина, Высоцкого. Играла Гоголя и Чехова на русском, английском, иврите. Когда в финале под давным-давно всем нам милую мелодию Исаака Дунаевского зазвучало: «Мэри, в небо улетай! До свидания! Гуд бай!..», кто- то в зале крикнул: «Возвращайся!» – и Ирочка улыбнулась: «Я вернусь!»
И совсем скоро вернулась в новых лентах «Ленфильма». В криминальном детективе «Эра Стрельца» – по мотивам произведений Натальи Андреевой – сыграла главную героиню Ирину Серебрякову. Потом в криминальной драме «Передел. Кровь с молоком» её персонаж – руководитель комбината «Заря» Светлана Васильевна Дробыш – была энергична и целеустремлена.

Первое время жили на две страны: Ирина не хотела бросать Камерный театр, а Уилфред не мог оставить без присмотра свой гостиничный бизнес.
Кроме того, воссоединению супругов мешало ещё одно обстоятельство. Ирина не могла расстаться с тремя своими кошечками – Олей, Дусей и Соней: ввозить животных в Великобританию из Израиля тогда было запрещено. Но однажды Уилф радостно позвонил: «Запрет отменили!», и она тут же с питомцами вылетела к мужу.
Увы, её актёрская карьера там не сложилась, Ирочку мучила ностальгия по любимой работе. Но справилась и нашла себе новое дело – стала помогать мужу, у которого целая сеть отелей по всему миру. Английским овладела великолепно.
К моменту, когда перебралась в Англию окончательно, дочери Уилфа от первого брака по имени Брайни, которую он воспитывал самостоятельно, было уже двадцать два года. Тем не менее, общий язык нашли легко. А теперь дочек самой Брайни – старшую Дейзи и младшую Флер (они её называют Айрин) Ира с первого дня считает собственными внучками.
Вот уже несколько лет Брайни со своей семьёй живёт в Австралии (на побережье – собственный домик), куда Ирина с Уилфом приезжают три-четыре раза в год. Особенно любят собираться на Рождество: в сорокоградусную австралийскую жару наряжают ёлку, под которой прячут подарки, встречают Санта-Клауса. Вместе с Флер плавают в бассейне, смотрят мультики.
А Дейзи учится в университете, у неё уже своя взрослая жизнь…
Ирина признаётся:
«Хочется чаще работать на родине. Но моя главная мечта уже осуществилась – я нашла человека, рядом с которым чувствую себя любимой и защищённой. Так везёт не многим женщинам…»
Да, ей сейчас хорошо жить с мужем под крышей своего дома в небольшом городке Уитли-Чапел. Хорошо с ним путешествовать по всему миру. Хорошо ощущать себя любимой и защищённой. Всё это так. Но всё-таки как жаль, как чертовски несправедливо, что здесь, в её родном краю, я уже давным-давно не могу придти в театральный зал, чтобы снова восхититься этим грандиозным Талантом, которым наградил Ирочку, ну, конечно же, сам Господь Бог!
Автор: Лев Сидоровский, Иркутск - Петербург
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!