Феликс Волосенков: Отторжение искусства художника - признак его таланта

31 декабря 2014

Впервые у иркутян появилась возможность увидеть работы известного петербургского живописца, заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств Феликса Волосенкова. Персональная выставка его проекта «Превращение и метаморфозы» открылась 19 декабря в Арт-галерее DiaS и продлится еще неделю. В отличие от других городов, где также была представлена экспозиция, Иркутск посетил и сам художник.

Проект «Превращение и метаморфозы» состоит в основном из произведений, созданных мастером в 2012-2013 годах после работы в качестве художника-постановщика балетов «Ромео и Джульетта» и «Пиковая дама» в Самарском академическом театре оперы и балета. Как рассказал художник, идея проекта возникла под впечатлением от общения с кордебалетом спектакля «Ромео и Джульетта» – множеством девушек, ежедневно перевоплощавшихся в своих героинь. Позже Феликсу Волосенкову пришла мысль об образе царевны-лягушки, как об одном из ярких примеров женской метаморфозы. К тому же, лягушка является обитательницей болота, ощущение которого художнику навевала сама Самара. К теме болота отсылал и давно ставший родным мастеру город Санкт-Петербург. В результате сложной ассоциативной связи было создано первое полотно – реалистичный портрет женщины, который, по замыслу Феликса Волосенкова, благодаря контрасту с остальными работами делает тему превращений еще более выраженной. 

Метаморфозы лягушки в проекте Феликса Волосенкова имеют несколько стадий: экспозиция начинается с портрета женщины, обыкновенной на вид, статичной и, что немаловажно, одетой. Продолжает ее серия полотен с процессом превращения - девушки на картинах изображены так, словно их подхватил вихрь волшебства, обнажив и исказив их пропорции и очертания. Продолжением этому действу выступают полотна, на которых метаморфозы достигают самого разгара: вместо женщин на картинах теперь абстрактные, объемные предметы, напоминающие части тела лягушки, которые кружатся в водовороте ярких интенсивных красок, акцентирующих внимание зрителей на накале происходящего. Превращение завершает инсталляция, а точнее почти физическое проявление лягушки, которая, будто окончательно обретя объем, сошла с полотен и, расплывшись в улыбке от этого чуда, смотрит на окружающих.

Тему превращений продолжают картины с игральными картами, которые Феликс Волосенков создал после работы над балетом «Пиковая дама». В качестве объекта метаморфоз художник использовал злополучный карточный расклад, суливший пушкинскому герою богатство, а в итоге сведший его с ума: в помешательстве Герману чудилось сходство прохожих с тузом, тройкой и семеркой. О превращении художник говорит и в работах под названием «Прототипы». «Это нечто такое, из чего все рождается. Также, как нам объясняют, что жизнь на Земле появилась не по воле бога, а из ничего», - пояснил художник. Тему метаморфоз художник раскрывает и через обыденного для человека явления – смены времени года, а точнее приход осени, превративший зелень деревьев в саду в буйствующий красками пейзаж.

У посетителей выставки, тем более неискушенных предметами современного искусства, вероятнее всего, возникнет впечатление, что работы Феликса Волосенкова абстрактны и понять их довольно сложно. Сам же художник не согласен с таким определением, как абстракция, и поясняет: «Это просто так принято говорить, абстракция, а на самом деле при желании всегда можно увидеть образы и ощутить эмоции, которые заложил художник. Все зависит от того, насколько человек близок к языку искусства. К примеру, для математика алгебраическая формула понятна и описывает реальное, а для тех, кто с этой наукой мало знаком, та же формула будет выглядеть абстракцией. Абстракцией может казаться английский язык или любой другой, которого не знаешь. Но слова же в них что-то означают, просто их нужно понимать. Язык искусства – это то, что тоже нужно уметь понять».

Говоря об искусстве, Феликс Волосенков отмечает, что талантливых художников сегодня практически нет, доказательством чему служит отсутствие нового в мире изобразительного искусства, которое в начале традиционно отрицается большинством людей, вызывая даже негодования. «Когда работы нравятся и воспринимаются легко, значит перед нами то,  к чему мы  уже давно привыкли, - говорит живописец, - а если вызывает отторжение, то, возможно, это и есть работа настоящего художника». «Правда, отторжение может возникать и в другом случае, - также пояснил Феликс Волосенков, - если человек не умеет, но все равно делает. К примеру, в Иркутске я увидел картины, которые продаются на улице. При желании среди них можно найти зачатки чего-то ценного, но в целом все это пишется на продажу и людьми разной степени наученности, и это может вызвать отторжение».

О современном искусстве Феликс Волосенков также говорил на двух семинарах, которые специально подготовил для иркутян. Но к разговору о нем горожане оказались не готовы - лекции посетили чуть больше десятка человек. Возможно, такая ситуации типична для провинциального городка, но для его жителей она может послужить поводом задуматься, насколько мы сегодня остаемся оторванными от культурной жизни мира. 

Автор: Анастасия Бреева

Фото: Александр Новиков

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также