Владимир Демчиков: Французский вестник: веселые похороны всего хорошего

Сходили на "Французского вестника" Уэса Андерсона - очень смешное кино, с удовольствием посмотрели. Наконец-то он нашел совершенно конгениальный своей манере формат: это не просто фильм о закрывшемся журнале, это сам по себе фильм-журнал (фильм-газета, впрочем, даже лучше звучит). Да и все эти тщательно выстроенные статичные многофигурные кадры больше всего похожи на иллюстрации в старых журналах и книжках. 

У Андерсона есть существующие совершенно отдельно изображение ("картинка"), действие и текст. И если изображение (каждый кадр и каждый план) красиво до умиления, то действие фильма - это чистая комедия. Как и все тексты – замечательно придуманная пародийная чепуха. Теоретически фильм можно было бы, параллельно с прокатом, нарезать на кадры-иллюстрации и издать в виде альбома - он нисколько не потерял бы ни в динамике, ни в живописности.

Вымышленный французский городок, в котором издается журнал The French Dispatch (для кого издается - непонятно, но будем считать, что для вымышленных нас) называется Ennui-sur-Blasé (ennui - "скука", blasé - "пресыщенный", и если бы это был роман, можно было бы перевести название городка как "Тоска-на-Боку"). 

Вообще вся эта старательно сконструированная "вымышленная Франция" условных 60-х - это, конечно, главное мясо картины, "то, ради чего". Это милая и одновременно злая пародия и на Францию, и на представления о Франции, то есть пародия на пародию (любые штампы пародийны). 

Отличная черно-белая доку-сказка про героический 68-й год, пародия на французскую joie de vivre (комиссар должен непременно вкусно поесть перед решительным штурмом дома, где похитители держат его ребенка - только во время еды у него начинает работать голова), игра с французскими названиями, загримированный под пародию гимн "новой французской живописи", пародийная комедия про неуклюжие американские попытки к ней подступиться, про журналистику, публицистику и весь кинематограф - в общем, про все хорошее. И про похороны этого "всего хорошего" - журнал-то в фильме закрывается в связи со смертью редактора. И все это, правда, очень смешно.

Если же вдруг кому-то покажется, что не смешно - тогда можно просто воспринимать фильм как музей: тут, что называется, играют все. И Тимоти Шаламе, и Бенисио дель Торо, и Тильда Суинтон, и Френсис Макдорманд (она, кстати, там спит с Шаламе, чтоб вы знали - но девственности он при этом не теряет) , и Эдвард Нортон, и Билл Мюррей, и моя любимая Леа Сейду, и много кто еще. Причем прекрасной Леа Сейду я весь фильм откровенно любовался: ее экранное время состоит из сцен, где она полностью обнажена, и сцен, где она затянута в форму тюремной надзирательницы (и в ней она даже чуть ли не более красива). Единственная в фильме мощная сцена секса - кстати, сегодня же День Секса (30 ноября) - происходит как раз между ней и художником. Правда, длится она всего пару секунд.

Ну и напоследок, как тут было не вспомнить во время просмотра нашу длившуюся почти пять лет авантюру с изданием журнала "Афиша Иркутска". Все сцены редакционной жизни, общение авторов с редактором, вообще процесс подготовки издания к печати вызывали у меня острую параноидальную некроностальгию и приступы того особенного нервного смеха, который поймут, разве что, Леонид Андрулайтис да Игорь Лесков, да еще несколько человек, кто еще жив.

Короче, братцы, кино отличное. Те, кому от нуля и до тридцати, думаю, сразу уснут – так что можно идти с детьми и внуками, если их некуда девать.

Автор: Владимир Демчиков, колумнист, соцсеть Facebook, 30 ноября 2021. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

01.12.2021