Артем Ермаков: Посмотрел фильм "Чемпион мира"

Где в самом конце торжественно поднимают флаг СССР. С опозданием на тридцать лет.

С учетом того, что шахматы, вообще, спорт не особо зрелищный, кино довольно хорошо сделано. Но, как учит нас жизнь, все надо делать не только хорошо, но и вовремя, дорогие друзья!

Вспомнил книжку в мягкой обложке на дедушкиной полке среди технических справочников. И еще решил привести, к случаю, в комментах подборку вовремя сделанных фильмов по теме. Кстати, советский "Гроссмейстер" (1972) здесь первый в ряду. Практически без спецэффектов, но очень достойно. Правда, говорят, после бегства Корчного на запад его перестали показывать. Сейчас стоит пересмотреть хотя бы ради того, чтобы увидеть реальную, а не постановочную массовку шахматных фанатов семидесятых.

Из мыслей по ходу фильма. Вообще, мировая шахматная горячка эпохи 1960-80-х - явление уникальное. С одной стороны, это про личные комплексы и массовый психоз, конечно. Но с другой, насколько все же высокий уровень проживания комплексов. Когда не танки, не тик-ток, не "игра в кальмара". А еще важно, что этот психоз касался преимущественно среднего класса СССР и Европы (в меньшей степени, США и Японии).

Что можно было почти на три месяца приковать умы и внимание миллионов людей к перемещению деревянных фигурок где-то на Филиппинах. 

Какие важные международные вопросы в это время решались за их склоненными к доскам спинами и затылками? 

Наверное, мы никогда уже не узнаем. Но отвлеклись бы те люди, добровольно погруженные в игры чистого разума, на "презренную прозу", даже если бы тогда об этом знали?

В фильме видно и начало разложения рационального мира этого самого среднего класса. Чистого разума уже недостаточно, нужно зрелище. Эта нужда еще усиливается потребностями аудитории фильма, снятого сорок лет спустя, но, в целом, из фильма видно, как зрелый индивидуалист Корчной при всех своих отрицательных качествах гораздо лучше чувствует аудиторию, чем молодой коллективист Карпов.

Зрителям нужно шоу. Они еще сами стыдятся признаться (они же "не такие", не "примитивные обыватели-потребители"). Но Корчной умело подыгрывает этому стыдному в них, выводит игру за рамки доски: стильно и дорого одевается, паясничает, дразнит противника, вводит в оборот магию и мистику.

Участие в турнире со стороны Корчного всяких гипнотизеров и парапсихологов вплоть до сектантов-террористов из группы "Ананда Марга" - это не секрет, о нем подробно писал и сам Карпов в своих вскоре опубликованных воспоминаниях и даже советские газеты того времени. Писали в привычно-обличительном тоне, не зная, что делают этим дополнительную рекламу тому оккультному валу, который вот-вот захлестнет СССР.

Так вот, в своей книге Карпов противопоставляет оккультному воздействию только разум и волю к победе. Создателей фильма "Чемпион мира" такой ответ мало устраивает. Веру в Бога у члена ЦК ВЛКСМ они показать тоже не хотят (хотя Карпов в своих интервью неоднократно признавался: "Крестили меня родители ещё в детстве. В жизни моей были случаи сверхъестественной помощи свыше. С церковью меня связывают давние нити. И я в советское время был одним из немногих счастливчиков, который мог в любое время без дозволения со Старой площади встречаться с иерархами церкви. Хорошо знал патриарха Пимена, часто общался и с ушедшим патриархом Алексием II. Убеждён, что если бы у нас не было православной церкви, страна давно развалилась бы на мелкие кусочки. Общие моральные устои остались только там").

Но этого простого, казалось бы, ответа нам не покажут. Кинематографическим ответом мистике нью-эйдж сегодня становится мистика родовых и общинных связей. Фильм очень красиво показывает, как чемпион черпает волю к победе, опираясь на глубинные отношения с друзьями, разрешая конфликт с женой и особенно, возвращаясь к отцу. Реальный отец Карпова в реальном времени умирает, но внутренний родитель шахматиста при этом помогает держать удары строго по Эрику Бёрну.

Совсем уже возвращаясь в современность, хочется еще раз сказать, что при всех достоинствах фильма, свою задачу он не решает. Флаг державы, исчезнувшей тридцать лет назад, не дает опоры сегодняшнему зрителю. Более того, он довольно ясно намекает, что без возврата к прошлому, никакие крупные задачи в России не могут быть решены. При всем уважении это не так.

Автор: Артем Ермаков, историк

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

10.01.2022