Когда искусство ближе к небу

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Каждый четверг мы погружаемся в мир искусства и знакомимся с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

Испокон веков звёзды над головой притягивали взгляд человеческий. То, внушая страх, то приводя в священный трепет. Кометы считались вестниками грядущих потрясений, а солнечные затмения и вовсе сулили кары небесные. XX век открыл для человечества дорогу в небо. Преодолев земное притяжение, люди дотянулись до звёзд. Началась эпоха освоения космоса. В живописи и монументальном искусстве, в литературе и музыке зазвучала идея освоения межзвёздного пространства. Тема космических произведений вошла в моду и быт людей.

В собрании Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва тема неба и звёзд представлена в различных видах искусства: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Живописный портрет «Космонавта Бориса Волынова» кисти народного художника РФ Виталия Георгиевича Смагина демонстрирует нам образ лётчика-космонавта СССР. Борис Валентинович Волынов являлся участником 1-го набора в отряд космонавтов Советского Союза. Он участник двух космических стартов. Первый полёт совершён в период с 15 по 18 января 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-5». Второй полет - с 6 июля по 24 августа 1976 года в качестве командира корабля «Союз-21» и 1-й основной экспедиции на ОПС «Алмаз» («Салют-5»). К слову, позывным Бориса Валентиновича был «Байкал».

Теме освоения космоса посвящена декоративная композиция «В космос» (1966) из хрусталя и цветного стекла работы народного художника России Бориса Тимофеевича Бычкова. Она состоит из крупномасштабных, но лаконичных по своей пластике предметов. Цветное стекло в звёздах создает эффект внутреннего свечения.

К декоративно-прикладному искусству относится и небольшая фарфоровая скульптура «Космонавты», выполненная в технике гжель.  Статуэтка в виде двух космонавтов в скафандрах, стоящих перед ракетой, расписана не в традиционной бело-синей гамме, а выполнена в тёплых, кремовых тонах.

А вот линогравюра Александры Рихардовны Мадиссон «Ни на земле, ни в космосе...» вполне иронично повествует больше не о небесных, а о земных делах и спорах.

В настоящее время тема космоса также не оставляет равнодушными писателей, режиссёров, художников и музыкантов. Наша жизнь уже не мыслима без космических технологий (сотовая связь, навигация и прочее). Но прежде, чем стать ближе к небу, сможет ли человек обрести гармонию на земле?..

                                                             Мария Моженкова, искусствовед

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

14.04.2022