Вадим Панов на “КнигаМарте”: предвидение в книгах вызывает страх

 Журналист Нина Воронина взяла для газеты «Иркутск» интервью с популярным фантастом Вадимом Пановым, который стал гостем международного книжного фестиваля КнигаМарт. В 2001 году Вадим выпустил дебютную книгу «Войны начинают неудачники», которая стала первой в цикле «Тайный город». За ним появились серии романов «Анклавы», «Герметикон», «Аркада» и другие. 

Глагол приводит тезисные отрывки из интервью:

— Фэнтези - это одна из разновидностей фантастики, дающей людям возможность мечтать, придумывать то, чего не существует. Кто-то называет этот жанр бегством от реальности, но я считаю, что это способ выйти за ее пределы и изменить масштаб мышления. Например, фантастика в последние годы активно развивается в Китае. Причем инициировался этот процесс государством - в Китай приглашались знаменитые писатели-фантасты со всего мира, проводились конференции, мастер-классы. Когда один из американских авторов спросил организаторов, для чего им это надо, ему ответили примерно так: «Вы, американцы, добились очень высоких показателей в науке, у вас большой промышленный потенциал, наши лучшие студенты учатся в ваших вузах. Китайцы научились копировать технологии, но не изобретать. Мы начали изучать, чем наша молодежь отличается от вашей, и как минимум пришли к выводу, что у вас с детства все очень любят читать фантастику». То есть они, вкладываясь в продвижение фантастики, хотят научить своих детей думать о том, чего нет. А когда ты думаешь о том, чего нет, ты можешь придумать новое. Фантастика в этом смысле может создавать тренды на развитие общества.

— Когда видите, что ваши фантастические истории становятся реальностью, что испытываете — страх, гордость?

— Если говорить конкретно об «Анклавах», то скорее страх. Этот цикл посвящен финалу эпохи потребления. Все фундаментальные научные теории, благодаря которым человечество вступило в так называемую эпоху потребления, были заложены во второй половине XIX столетия. Затем был период, когда мы доводили их до технологического совершенства, но ничего радикально нового не открыли. Мы продолжаем использовать те способы генерации энергии, которые дала нам фундаментальная наука на заре XX века. Есть высказывания, что цифровизация выводит нас к следующей промышленной революции. Это не может быть правдой, поскольку способы получения энергии остаются прежними. Их открыла фундаментальная наука далекого прошлого, а «цифра» без электричества не имеет никакой перспективы. Отключили в доме свет - и компьютер стал абсолютно бесполезным предметом. «Зеленая энергетика» также не является новым способом получения энергии, поскольку использует то, что давно известно - движение воздуха, воды, солнечный свет, термальные источники.

Так что мы с вами, по сути, живем в XIX веке. И самое ужасное, что сейчас нас и в социальных отношениях возвращают в те времена, поскольку ресурсы заканчиваются и далеко не всем будут доступны. Конкретно это выражается, например, в том, что рядового обывателя - представителя так называемого среднего класса все громче призывают потреблять меньше теплоэнергии и продуктов питания. Будущее в условиях ограниченных энергоресурсов - это мегаполисы с маленькими квартирками, маленькими автомобилями и огородиками на крышах небоскребов… Так уже живут во многих европейских странах.

— Роман, открывающий цикл «Аркада», называется «Эпизод первый: kamataYan». Он вышел в апреле 2019-го, ровно за год до того, когда мы все сели на карантин. Идея была такая - я беру некий условный тренд, который сейчас есть в мире, и смотрю, что будет через десять лет, если он станет господствующим. Вы же помните, как мир шел к коронавирусу: сначала были небольшие локальные вспышки Эбола, затем атипичной пневмонии, птичьего гриппа. Я просто развил этот тренд… В следующем эпизоде описывается мир, где все люди носят очки и видят только то, что разрешено, а в третьей книге речь идет о всеобщей киборгизации (процесс внедрения в жизнь людей новой технической реальности, включающей существование киборгов – гибридов биологии с технологиями и роботов. - Прим. ред.), то есть о доминировании искусственного интеллекта. В романах описываются события 2029 года. Так что у нас, надеюсь, еще будет возможность проверить, насколько я прав.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

15.04.2022