Владимир Демчиков: Кавер-самолет, или по волнам рока и попа с группой «Меланж»

Не так давно я оказался на корпоративном мероприятии, на котором с концертом выступила группа «Меланж». До этого я их не слыхал ни живьем, ни в записи (хотя знал, что есть такая группа). В составе, который работал на концерте, были Юлия Соловьева (вокал), Евгений Берлизев (ударные), Сергей Гаскин (бас-гитара) и, Андрей Россов (клавиши) и Николай Молоцило (гитара). Из них я знал только басиста С.Гаськова – он как-то аккомпанировал певице Ольге Дудковой в составе очень симпатичной молодой команды. Ну и фамилия «Молоцило» уже много лет в рассказах иркутских музыкантов звучала и повторялась, обросшая каким-то легендарным эхом.

Концерт был корпоративный, и это, конечно, диктовало группе репертуар, но о формате концерта и о репертуаре – чуть позже. Сначала – о самом «Меланже». То, что Гаськов классный басист – я знал еще по концерту Дудковой. То, что Россов могучий пианист – стало ясно очень быстро, он играл очень экономно, но очень хорошо и правильно. То, что Молоцило отличный, суперский гитарист – тоже выяснилось мгновенно. Берлизев тоже очень быстро снял все вопросы к своей квалификации, он хороший и ритмичный (что редко) парень. В общем, на сцене были профессионалы – но мало ли в Иркутске профессионалов? Но «Меланж» звучал не просто хорошо, а еще и с тем внутренним напором, который даже у хороших команд есть не всегда. На моей памяти так звучал «Клуб романтического джаза» в начале нулевых, в золотом составе, когда ты вроде слушаешь команду, а такое ощущение, что летишь вместе с ней на разгоняющемся паровозе.

И самое главное – у «Меланжа» есть вокалистка Юлия Соловьева. Ее присутствие производило на концерте неожиданный эффект: с одной стороны, она совершенно не выпадала из группы, была абсолютно вровень и вместе со всеми, а с другой – своим, чего там, вполне виртуозным вокалом и вообще своей раскованной манерой держаться на сцене придавала звучанию группы какое-то новое качество. И вообще закрадывалось подозрение, что присутствие Юлии на сцене было как-то критически важно для общего настроения. Слушать и смотреть это все было настоящим и неожиданным удовольствием, тем более что на этом концерте и Юлия, и музыканты и впрямь как-то разошлись, и это очень чувствовалось. И отличный голос Юли, и особенно ее подпрыгивающие интонации – все это было хорошо. 

А теперь о репертуаре, товарищи. Вообще такая штука, как «хит», вполне может существовать и без своего автора или привычного исполнителя, особенно когда бюджеты предприятий стремительно худеют. Так что сейчас наступило время кавер-команд – и это позволяет, кстати говоря, на концерте попутешествовать по закоулкам (хотя кто-то скажет, что и по морям-океанам) культурных представлений и заказчиков, и самих музыкантов. Музыканты, мне кажется, выбирают, что им играть, исходя из двух основных резонов: 1) лучше играть то, что нравится и что получается, 2) надо играть то, на что реагируют люди (то есть советский либо западный рок или поп), чему они радуются, подо что начинают танцевать, подпевать и вообще колбаситься. Заказчики же выбирают музыкантов исходя их одного критерия: чтобы зажгли. То есть, опять же, исходя из способности музыкантов заставить людей петь, танцевать и именно что колбаситься.

То есть у музыкантов на самом деле есть что-то похожее на карт-бланш в выборе той самой музыки для корпоративов (да и для клубняков) – и они отлично этим пользуются. На один-два вечнозеленых хита типа «юрия-антонова» обязательно придется два-три просто любимых музыкантами произведения мировой песенной классики – а потом опять надо врезать что-нибудь родное, чтоб пробрало, и чтоб все заскакали. «Меланж» на концерте так и делал: играл правильную советскую роко-попсу вперемешку с западной роко-попсой, чередуя танцевальные хиты с просто хорошими песнями, и с концу концерта практически полностью перешел на английский – в полном, кстати, соответствии с программой концерта любого советского ВИА. Было очень жарко (концерт был на улице), люди требовали бисов, и к концу концерта все вместе закономерно и счастливо угорели.

Все это было здорово – но не одними каверами жив рок-н-ролл. И, кроме хитов, музыканты сыграли и свой материал (кажется, только одну песню). Кажется, она была не очень танцевальная, но народ вежливо послушал, ожидая, что сейчас музыканты «опять зажгут». «Меланж» вернулся к работе, а я подумал: наверное, у них есть и что-то еще свое – но где это играть? Сейчас же время кавер-команд, а не «авторского рока». Черное море русской попсы и Атлантический океан попсы западной плещутся могучими волнами в наших бедных, замученных жизнью черепушках. 

Нужна на самом деле всего одна своя песенка, которая выстрелит. Это один шанс из миллиона, конечно. Но мы надеемся.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

15.07.2015