Владимир Демчиков: «Дом странных детей» в мире обычных взрослых

В прокате вышел фильм Тима Бёртона «Дом странных детей мисс Перегрин», снятый по одноименному роману Ренсома Риггса.

У шестнадцатилетнего странноватого паренька Джейка Портмана, живущего в небольшом городке, обычная семья: мама, папа (орнитолог-любитель) и, похоже, слегка выживший на старости лет из ума дедушка. Дедушка всю жизнь рассказывал внуку какие-то небылицы про свое детство. Про то, как он якобы жил в одном доме с удивительными детьми, обладавшими волшебными способностями. И про то, что на свете существуют какие-то страшные чудовища, - в общем, дедушка был, что называется, с причудами, а под конец жизни, кажется, совсем спятил. Так, по крайней мере, начинает казаться мальчику, который, пока был маленьким, искренне верил в дедушкины россказни, а потом ему папа «все про дедушку объяснил».

Однако дедушка умирает – и с его рассказами все оказывается куда серьезнее. Джейк в сопровождении папы отправляется в Уэльс – и там действительно встречает мисс Перегрин – имбрину, то есть женщину-оборотня, умеющую превращаться в птицу, управлять временем и видеть чудовищ, невидимых никому. И охраняющую тех самых «странных детей». (В переводе книги на русский, кстати, фамилия мисс Перегрин переведена буквально  – в русском тексте книги она «мисс Сапсан»).

Дальше Джейк оказывается в традиционной сказочной ситуации, когда за вызовом следует новый вызов, за одним выбором – новый выбор. Бертон иногда неплохо пугает зрителя, - фильм имеет категории. 16+, видимо, из-за нескольких таких «страшных сцен». Правда, пугалки эти напоминают детские страшные рассказы и, в общем, категория 16+ кажется все-таки преувеличением. Порой Бертон отлично смешит: в финальной битве добра со злом участвуют традиционные для него оживающие скелеты, которые, как обычно у него, отменно комичны. В фильме мягко пародируются и пафосные кинохиты – от «Титаника» («странные дети» с Джейком отправляются на поиски злодея на поднятом девочкой со дна моря ржавом круизном лайнере) до «Назад в будущее» (Джейку в конце концов удается вмешаться в развитие событий за полгода до начала фильма).

«Странные дети» – это такая в меру милая, в меру страшная и в меру смешная готическая сказка, рассчитанная в равной мере и на фанов Бертона, и на обычных зрителей, которые ходят на все подряд, им тоже будет нескучно. Ева Грин, кажется, покидающая амплуа роковых красавиц, в фильме выглядит абсолютно органично в роли экзальтированной и жертвенной волшебницы. Сэмюэл Л.Джексон, несмотря на то, что он вращает вытаращенными глазами ничуть не меньше, чем в «Криминальном чтиве», честно говоря, совсем не страшен в роли жуткого злодея, питающегося детскими глазами. А Джуди Денч, выйдя на пенсию из «бондианы», хоть и превращается в птицу, но все равно героически погибает, как и подобает бывшей разведчице.

«Странные дети» в фильме – это маленькие жутенькие полуволшебники, чью жизнь в обычном мире представить себе невозможно. Они живут в петле времени и проживают бесконечное количество раз один и тот же день (маленький привет «Дню сурка»). Однако по сравнению с ними взрослые из нормального мира выглядят опасными монстрами. И чем больше времени проходит после просмотра фильма – тем больше начинаешь понимать, что «Дом странных детей» - это фильм о невозможности или, скажем так, крайней сложности прямой коммуникации между поколениями. Отец Джейка, старательно исполняя роль отца, проявляя заботу о сыне и так далее – тем не менее совершенно не в состоянии понять ни Джейка, ни даже его дедушку, т.е. своего отца. Сам Джейк, которому дедушка с детства твердил про «дом странных детей», понял своего деда только после того, как тот умер. То есть эта самая межпоколенческая коммуникация в ее обычной форме не работает, а начинает работать только через такие сильные каналы, как, например, смерть.

То есть в каком-то смысле «Дом странных детей» – это фильм от смерти и бессмертии, о смерти как условии понимания человека человеком, и о бессмертии, возможном только в «петле времени», куда женщины-птицы забирают с собой «странных детей». Обычная человеческая жизнь в фильме выглядит как бесконечное блуждание обычных людей в потемках непонимания и повседневного идиотизма, в процессе какового блуждания эти самые люди, впадая в маразм взросления и неизбежного тупения, с тоской дожидаются смерти, прихлебывая пиво.

Когда-то, в пору моего детства, женщины умели, набрав в рот воды по время глажки белья, выпустить ее на полотно мелкой водяной пылью. «Дом странных детей» – это вот такое облако брызг, неожиданно освежающих лицо. Настоящая сказка, одним словом.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

18.10.2016