Владимир Демчиков: Баллада о праздничном логотипе

  Недавно на заседании оргкомитета празднования 80-летнего юбилея Иркутской области был утвержден официальный логотип этого юбилея (на фото он справа). Когда этот логотип был опубликован, в иркутском рекламном и журналистском сообществе поднялась небольшая, но шумная волна негодования. Многие логотип резко осудили – причем не только по причине его очевидной примитивности и дешевизны, но и потому, что правильно уловили тенденцию, обозначенную утверждением именно такого логотипа: на дизайн денег нет и не будет. 

Мне этот логотип тоже совершенно не нравится, однако сейчас, когда он уже утвержден, гораздо полезнее, отказавшись от охватившего многих желания «немедленно его заменить» и «всем всё объяснить», наконец, понять, почему именно такой логотип был выбран. 

Не так давно в редакции информационного портала «Байкал24» на эту тему состоялась небольшая редакционная дискуссия. Некоторые ее участники полагали, что утвержденный логотип хорош хотя бы потому, что представляет собой стилистически совершенно нейтральную и к тому же монохромную картинку, которую можно без труда интегрировать в любые материалы, связанные с областным юбилеем. Этот логотип, говорили они, настолько невыразителен, что будет легко сочетаться с чем угодно – и это облегчит работу многочисленных дизайнеров, верстальщиков, пиарщиков и журналистов. 

Иные же говорили, что в этом примитивном логотипе, как в капле воды, сияет тусклым светом старой лампочки наш родной провинциализм. Как будто его авторы все еще живут в каком-то маленьком городке в СССР 1970-х годов, а всего остального мира не существует вообще. 

В том разговоре могли быть и другие точки зрения, и их сторонники тоже приводили бы несокрушимые аргументы. И вся эта история с логотипом отчасти потому и уникальна, что все участники многочисленных дискуссий по его поводу – абсолютно правы, какие бы точки зрения они ни отстаивали и как бы к нему ни относились. Этот логотип можно критиковать и защищать с любых позиций – и прежде всего потому, что он вне любых оценок. Относиться к нему надо, примерно как к упавшему на голову атмосферному осадку (не будем же мы осуждать или одобрять дождь) – то есть с учетом особой, специфической ситуации, в которой он возник. 

Для того чтобы лучше понять, что это за ситуация, вспомним для начала, каким был праздничный логотип 5 лет назад, когда область отмечала свое 75-летие (на фото он слева). Незадолго до того юбилея 2012 года пост губернатора покинул самый пиар-ориентированный губернатор области Д.Мезенцев. Он просто обожал лично контролировать пиар-подготовку к своим политическим парадам и лично терзал дизайнеров бесконечными требованиями «еще поиграть шрифтами». 75-летний юбилей 2012 года пришелся на начало губернаторства С.Ерощенко. Но в том логотипе, в игриво развевающейся ленточке российского флага, перетекающего в областной, в скачущих объемных цифрах «7» и «5», в цветовом и шрифтовом решении – чувствовалось явное влияние предыдущего губернатора. Бабр, сияющий, как начищенный ботинок, алый соболь, контур, распахнутый ввысь, сложные пересечения наклонных осей, – вся эта пестренькая «стабильность в динамике» если уж не удовлетворяла иркутское рекламное сообщество, то по крайней мере вселяла надежду на новые госзаказы.

Однако с тех пор прошло 5 лет. Пылкий Д.Мезенцев, терпеливо бросавший в нашу каменистую почву плохо прораставшие семена европейского дизайна, оставил нас прозябать в потемках. И даже крепко, казалось бы, сидевший в седле С.Ерощенко, тоже не чуждый ярких цветов, громкого пиара и путинского исторического оптимизма, и тот к нынешнему юбилею оказался не у дел. К власти в области пришла команда скучного коммуниста С.Левченко, за которого я, кстати, голосовал, о чем совершенно не жалею. 

Об эстетических вкусах Левченко не известно ничего, кроме того, что директор первого же посещенного им музея спустя какое-то время был уволен (и с логотипом того музея, кстати, тоже была какая-то история – так что у нас всё через логотип). К тому же за последние несколько лет необратимо изменилась страна, и ленточки теперь у нас бывают только георгиевские.

Для понимания новой ситуации достаточно, кстати, просто посмотреть состав оргкомитета празднования грядущего юбилея, на заседании которого и был утвержден наш логотип. Возглавляет оргкомитет сам губернатор, всего в нем 38 человек, но самое интересное в оргкомитете – это даже не персональный, а профессиональный состав. Из 38 человек двадцать восемь являются сотрудниками администрации области. 

Оставшиеся десять мест в оргкомитете заполнили сиротливые «одиночки»: один журналист (А.Огнева), один чиновник иркутской мэрии (В.Барышников), один глава областного муниципального образования (В.Семенов), один бывший губернатор (Б.Говорин), один бывший партийный руководитель (В.Игнатов), и так далее. Ни одного представителя «неадминистративной» общественности (уж и не говорю про общественность культурную, художественную, театральную и так далее) там просто нет.

То есть для губернатора и его команды празднование юбилея области – это нечто вроде корпоративного праздника областной администрации, которая сама и решает, как ей с этим своим внутренним праздником лучше управиться. Судя по составу оргкомитета, 80-летний юбилей иркутской области планируется отметить в обстановке суровой серьезности, как будто речь идет не о юбилее, а о каком-то пленуме, в преддверие которого наши областные власти должны старательно набежать с вытаращенной грудью на грядущую дату, как на финишную ленточку в важном забеге. В таком «соревновании к пленуму» новый логотип 80-летия области смотрится вполне естественно (еще лучше он смотрелся бы, например, на майках общества «Трудовые резервы»). 

И судить этот логотип надо по законам, по которым живет чиновничество. А поскольку настоящий чиновник (а губернатор у нас сегодня тоже чиновник, как и любой губернатор в стране) из всех вариантов решения всегда выберет тот, за который его точно не накажут – естественно, что оргкомитет, почти на 3/4 состоящий из действующих чиновников областной администрации, а на 1/4 из чиновников бывших, мог выбрать только такой вариант логотипа. То есть самый «никакой», за который никому не попеняют.

Такой логотип отлично вписывается в сегодняшнюю картину мира чиновника: времена нынче тяжелые, практически военные, износ инфраструктуры нарастает, нервное население вечно чего-то не понимает, на работе шаг вправо - шаг влево приводит к секвестру, так что не до веселья и не до дизайна. Отсюда и логотип – с рубленым шрифтиком с обводочкой, одноцветный и с гербовой границей на замке.

Так что сегодня Иркутская область – вот такая, чиновничья: с буковками с обводочкой, в рамочке и синего цвета. Не нравится? Что поделать – будем смотреть, даже если хочется зажмуриться.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

19.02.2017